?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Счастье для всех, даром. И пусть никто не уйдет 
4-сент-2012 12:30 pm
Убийство видного суфийского шейха в Дагестане имеет гораздо более дальние и тяжелые последствия, чем просто теракт против духовного лица. Вся проблема в том, что это произошло в Дагестане и именно в нужный момент.

В противостоянии между традиционным исламом, как его принято называть - а для России это суфийское его направление - и жестким радикальным салафизмом (у нас его обобщенно называют ваххабизмом или единобожием) так или иначе, но возникли довольно устойчивые стереотипы, что одно - это безусловное Добро, а второе - это точно так же безусловное Зло, с которым надлежит беспощадно и невзирая на бороться. На самом деле всё гораздо сложнее.

Традиционный суфизм, естественно - это наше, родное и привычное. Он имеет свои корни, свою историю, он адаптирован к тем условиям, в которых он существует. Его шейхи и их мюриды живут здесь, как жили их предки - да в общем, что говорить - это наше, и уже поэтому оно, безусловно, подлежит защите.



http://www.ria.ru/tv_authors/20120829/732836444.html

Однако суфизм - далеко не травоядное и миролюбивое направление ислама. Ахмад Кадыров, будучи шейхом тариката Кадирийя, а после него его сын Рамзан, который стал видным деятелем Кадирийи, мало похожи на тихих богобоязненных дервишей. Мало того - в отличие от христианства, которое всегда было призвано обслуживать интересы действующей власти еще со времен императора Константина, ислам изначально был сплавом религии и власти. И разделить их невозможно.

Именно поэтому шейхи традиционных тарикатов Северного Кавказа - Нашкбадийя, Шазилийя, Кадирийя - делали всё, чтобы государственный аппарат был пронизан их мюридами и последователями. Фактически сегодня на территории Чечни создано государство политического ислама тариката Кадирийя - и те же процессы проходят и в Дагестане. Естественно, что власть - а особенно власть в её восточном и во многом архаизированном варианте - не терпит конкуренции со стороны враждебных направлений, поэтому ожесточение борьбы носит во многом и религиозный подтекст.

И вот здесь возникает дополнительный фактор, который имеет причину, мало относящуюся к религии - но прямо влияющий на расстановку сил в межрелигиозном противостоянии. Точнее, этот фактор возник уже давно - однако его предпочитают либо не замечать, либо старательно ретушируют.

Это - начавшаяся с опозданием на 15-20 лет по сравнению с "материковой" Россией урбанизация региона. В России процессы индустриализации сняли с насиженных мест массы крестьян и переместили их в города в 30-40 годы и после войны. К началу 70 значительная доля новых горожан уже вросла в городскую жизнь - хотя и сохранила ностальгию по жизни "на земле", выращивая золотую по транспортным расходам картошечку - но утешая себя, что своё всегда лучше и дешевле. На Северном Кавказе эти процессы только начались к концу Советской власти - и в новые либеральные времена Кавказ вкатился с процессе разложения родо-племенного традиционного устройства общества - но еще не успел обзавестись доминирующим полноценным вторым поколением горожан.

В итоге на Северном Кавказе новая молодая 20-летняя Россия получила весь букет проблем, связанных с тотальной маргинализацией общественных отношений - молодежь еще не имела традиций городской жизни, но уже пренебрежительно относилась к заветам предков и к поучениям старших. Умершая Советская власть унесла с собой уголовную статью за тунеядство - и десятки тысяч молодых людей всю свою сознательную жизнь не имеют понятия о регулярном мирном труде, о профессиональной карьере - да собственно, и не желают его иметь. Чудовищная безработица в регионе связана не только и далеко не только с отсутствием рабочих мест. Она связана в первую очередь с отсутствием мотивации к труду у значительной части населения.

Кто не работает - тому кушать довольно проблематично. Ибо нечего. Единственный источник легального существования - разного рода вспомоществования, нелегального - криминал. В итоге страну захлестнули молодежные банды выходцев из Северного Кавказа, не желающих работать - но желающих грабить. Не потому, что они такие звери и дикари - а потому, что они ничего иного не умеют, не хотят, а любые сдерживающие этические табу ушли в прошлое вместе с умершим родо-племенным укладом. Главное - умер механизм этого уклада, который лучше любого Уголовного кодекса мотивировал молодежь к созидательному труду. Ну, и напоследок - естественно, не желая трудиться, эта значительная группа населения не имела никаких побудительных мотивов к регулярному образованию. Купленный школьный аттестат стал повсеместным явлением - а во многих случаях даже на это никто не заморачивался.

Федеральная власть, сделав ставку на заливание проблем региона деньгами, несколько решила проблему - подкармливая маргинальную молодежь (которая уже подросла и обзавелась вторым поколением таких же маргиналов), и частично задерживая её в регионе. Но здесь умирающий родо-племенной уклад вновь создал еще один барьер тяжелых проблем.

Распределение средств, ставшее единственной кормушкой, вынудило сильные кланы, которые раньше находили компромисс с менее многочисленными, знатными и обеспеченными, монополизировать власть и систему управления. Сложившаяся система, позволявшая всем живущим на территории кланам иметь своих представителей во власти, начала точно так же разрушаться - сильные и богатые становились сильнее и богаче, слабые слабели и прозябали в нищете.

Неизбежным следствием из этого букета стало расслоение и социальная напряженность в кажой отдельно взятой республике. В каждой из них возникали свои противостояния - но в целом ситуация попросту рухнула. Заливание проблем федеральными деньгами в таких условиях проблему уже не решает - при отсутствии справедливого механизма распределения дополнительные деньги лишь усиливают расслоение и напряженность.

Всё это, конечно, слишком обобщенно и грубо - но в целом картина примерно такова.

На этом фоне обездоленные, малообразованные и выброшенные за борт неизбежно стали целью идеологии салафийи. Салафийя по сути своей - это религия нищих. Равенство в нищете - если предельно огрубить её исходный посыл. Возникшая на Аравийском полуострове, там она выглядела предельно естественной - социальное расслоение в песках практически отсутствовало. Шейхи и эмиры у бедуинов мало чем отличались от своих подданных, шляясь по пескам в таких же драных галабеях и перебиваясь от случая к случаю. Отец-основатель Саудовской Аравии король Абдельазиз продал в 20-е годы право на использование нефтеносных участков за 4 тысячи долларов (стоимость 5 фордиков Тин Лиззи) - и был счастлив удачно проведенной сделкой. Еще дед знатного ваххабита эмира Хамада ат-Тани грабил караваны и проходящие неосторожно мимо берегов Катара суда, имея лишь преимущество при дележе добычи.

Однако исторические экскурсы были бы интересными и познавательными, если бы история древних дней не появилась на нашей земле. Салафизм - это в переводе на понятные нам образы - ультралевацкое радикальное течение в исламском оформлении. Отнять, поделить и вернуться в славные времена диктатуры пролетариата - вот, собственно, идеология ультралевака Удальцова. Совершенно неудивительно, что он нашел родные души в татарских салафитах, которые говорят ровно о том же - но в переводе на понятные мусульманам образы.

В Дагестане влияние салафийи в условиях радикального расслоения общества и его маргинализации стало крайне значимым - и никаких компромиссов с традиционным суфизмом быть не могло. Власть, пронизанная мюридами шейха Саида афанди, свирепо расправляется с "ваххабитами", вся вина которых - желание получить свою долю справедливости. При этом власть крайне мало делает для ликвидации главной причины разделения общества - его социального расслоения. Власть предпочитает просто бороться с "ваххабитами", сама создавая и множа их численность.

Это, кстати, весьма характерно и для Поволжья. Захватившие власть бывшие первые секретари ведут себя ровно также - и ситуация в Поволжье остается в относительно приемлемом состоянии только за счет того, что процессы распада традиционного уклада уже во многом завершились к моменту прихода светлого либерального будущего. Однако дикий капитализм, вновь создавая имущественное и социальное расслоение, продуцирует питательную почву для проникновения салафийи на территорию Поволжья.

Да, иностранное влияние и интерес ваххабитских монархий в утверждении своей идеологии налицо - но в этом же им помогает и местная региональная власть в исламских регионах России. Коррупция, трайбализм - вот другая сторона медали. Сводить всё к иностранным агентам, разрушающим нашу страну - неправильно. Точно такими же агентами являются воры и коррупционеры, трудолюбиво пилящие свою страну на рабочих местах. И уже поэтому полицейские меры и отстрел "ваххабитов" - это лишь одна часть тяжелой задачи. Которую, безусловно, нужно решать. Вторая часть её - создание нормальной жизни для всех. Счастье для всех даром - и чтобы никто не ушел обиженным. Это, конечно, слишком идеалистично - но это та цель, к которой и нужно стремиться.

Пока власть будет строить своё собственное персональное счастье за высоким забором и бронированными стеклами - до тех пор будут убивать шейхов и прятаться по лесам, лелея мечту о мести.



Comments 
4-сент-2012 01:23 pm
Растущее население делает грабеж лишь более быстрым, не отменяя сам факт грабежа. Если грабеж уже был при постоянной численности населения, то он становится еще более явным и откровенным при растущей численности.

А я-то думал, откуда взялось "человек человеку волк" (homo homini lupus est). Теперь это, на пальцах, становится понятным. Интересно.

Оказывается есть совершенно другие денежные системы (например, система Сильвио Гезелля). Более того, снижение цен Сталиным, возможно, и было неявно связано с постепенным внедрением в СССР иной денежно-валютной системы: http://www.business-magazine.ru/mech_new/experience/pub289225.

В общем, задачи я вижу следующие (но тут еще "конь не валялся"):
1. примирить борющиеся (за деньги) стороны конфликтов;
2. решать тактические вопросы борьбы с провокациями наемников "банкстеров", которые будут пытаться "торпедировать" примирение,
3. работать над стратегическими вопросами борьбы с самими "банкстерами", т.е. увидеть создание, внедрение и поддержание в рабочем состоянии альтернативной денежно-валютной системы.
This page was loaded ноя 18 2019, 7:17 pm GMT.