После захвата погранпереходов у правительства останется только один транспортный коридор - кабульский аэропорт, причем сейчас идет буквально соревнование - успеет ли Турция взять его под контроль раньше талибов. Талибан настроен крайне решительно и намерен не допустить Турцию развернуть свои силы либо на крайний случай взять аэропорт под совместный контроль.
Талибы сообщили сегодня о том, что под их контролем находится примерно 85 процентов территории страны. Это довольно условные данные, так как говорить о контроле в условиях Афганистана сложно - здесь, скорее, речь может идти о договоренностях с местными органами самоуправления об отсутствии сопротивления. В реальности все боевые действия сейчас ведутся за ключевые точки, каковыми являются военные базы, местные аэродромы, перекрестки и перевалы. По факту на всех этих точках расположены населенные пункты - от уездных до провинциальных центров. В этом смысле занятие или договоренности с органами власти этих населенных пунктов и означает контроль.
Пока основной проблемой Талибана является его численность. Коллапс власти происходит гораздо быстрее, чем талибы могут увеличить свою численность за счет перехода на их сторону местных структур и ополчения. Кроме того, у Талибана просто нет достаточного числа гражданских администраторов, которые могут взять на себя хотя бы роль комиссаров и представителей движения в занятых населенных пунктах. Нет никаких сомнений, что в течение короткого времени - от силы месяц - они решат эти проблемы, но пока продвижение талибов затрудняет именно этот фактор.
[Ситуация для кабульского правительства рухнула в мае. В мае оно как-то, но контролировало 115 уездов страны, Талибан - 73. К началу июля талибы полностью захватили 204 уезда, оставив Кабулу всего 70. Остальные уезды формально считаются оспариваемыми, но в реальности Кабул их не контролирует никак]
Правительство в Кабуле довольно отчаянно обращается к международному сообществу с призывом помочь в борьбе с терроризмом, но по факту его уже списали. В свете происходящего крайне вероятно, что Талибан сумеет до конца июля занять всю территорию страны и вежливо подождет, пока американцы не эвакуируют свой персонал из Кабула, чтобы не создавать впечатление их бегства. Для талибов сейчас самым важным политическим вопросом является вопрос признания, а потому мелкие мотивы здесь не работают.
Признание последует за выборами, их проведут как можно быстрее, но по-видимому, в течение трех-пяти-шести месяцев после взятия Кабула. В промежутке будет создано какое-либо переходное правительство с ограниченным международным признанием. В этот период Талибан совершенно точно будет занят внутренними проблемами, в основном административного характера.