Параллельно Санду требует вывода российских миротворцев и военнослужащих оперативной группы войск ОГРВ, охраняющих все еще остающиеся склады вооружений и боеприпасов, которые свозили после развала Варшавского договора как раз в Приднестровье.
По всей видимости, два требования будут увязаны между собой - и Санду предполагает обменять одно на другое. Либо долг на вывод военных (и тогда Молдавия сможет потребовать от Запада компенсации за газ в зачет ликвидации военного присутствия России), либо оставить военных - но в обмен за списание всего или значительной части долга.
В любом случае речь пойдет о торговле, и с места в карьер заявленные требования - это подготовка позиций к переговорам.
Нужно отметить, что позиции не слишком слабые. Во-первых, Газпром списывал и гораздо большие суммы по столь же политическим мотивам. Во-вторых, статус ОГРВ базируется на откровенно птичьих правах - Россия обязалась на основании Стамбульского соглашения 99 года вывести войска и вывезти военные грузы с Приднестровья к 2001 году. Нахождение ОГРВ на территории Молдавии с этого момента юридически в международном плане ничем не подкреплено за исключением текущего согласия властей Молдавии. Правда, теперь, после ухода Додина, согласия нет.
Кремль еще в 18 году категорически отказался выводить войска и вывозить имущество, ничем особо не мотивируя свою позицию. Ее суть вполне проста - А чё вы нам сделаете?
В целом, позиция силы - дело обычное в международной практике. Не мы первые, не мы последние. Но эта позиция работает до тех пор, пока эту позицию есть чем подкреплять. А значит - ее периодически будут проверять. Так что Санду после заявлений будет обязана предпринять какие-то шаги по проверке способности Кремля удерживать захваченную им территорию так же, как и прежде.
Возможно, что последуют политические демарши и попытка установить блокаду. После чего Молдавия с интересом будет наблюдать за практическими шагами по реакции Кремля.