Парадоксальным образом, но Клишас совершенно прав. Прежняя система разваливается. Ее устойчивость уже ничем не обеспечена, все прежние механизмы разрешения противоречий перестают работать. Почему так - известно. Бесконечные призывы "не раскачивать лодку" и сохранять стабильность в принципе противоречат основной сути существования любой системы - она способна сохранять свою стабильность только в балансе с развитием. Развитие - это всегда риск, развитие всегда "раскачивает лодку", но оно дает шанс отвечать на вызовы, приспосабливать систему к ним и в конечном итоге - обеспечивает ту самую устойчивость, о которой так печется Путин.
Однако развитие не входит в планы сегодняшней номенклатуры. Она просто не умеет в него, так как ее никогда этому не учили, а генезис нынешней власти - те самые братки из девяностых, которые единственно, что умели - это крышевать ларьки. Сегодня ларьком стала вся страна, но психология осталась прежней. Рэкетир умеет качественно отнимать. Создавать - нет, это не про него.
Поэтому система в течение всех двадцати лет подвергалась эрозии, и сегодня пришла к своему логическому состоянию - катастрофы. Поправки и продление срока правление Путина - это снова не про развитие. Это снова про консервацию существующего положения дел. Любой ценой. Отсюда и столь грубое попрание конституции, на грани и за гранью государственного преступления.
И это не решает проблемы, это ее лишь усугубляет. Система банкрот.Но вместо проведения санационных мероприятий и удаления пораженной части, того нароста гнили и опухоли, которые и привели ситуацию к сложившемуся положению, лечение заключается в наложении новых повязок, под которыми - тот же гной и распадающаяся плоть. Естественно, что новые повязки проблему не решают, и в итоге, когда к лечению все-таки приступят, пораженный участок будет гораздо более обширным.
Что в сегодняшней системе гниль и опухоль, секрета не представляет - это в первую очередь сама правящая страта, которую нужно удалять и санировать, а второе - выстроенная система отношений власть-собственность, в которой эти два понятия образуют неразрывную комплементарную пару. Только власть гарантирует сохранение собственности и только собственность гарантирует сохранение власти. Это неразрешимый тупик, который невозможно разрешить в рамках существования первой и второй проблемы. Их нужно решать одновременно - удалять всю нынешнюю правящую страту с одновременным изменением отношений власти и собственности - как между собой, так и внутренней их сущности.
В отношениях власти ответ очевиден - это демократия. Хотя нужно отдавать себе отчет в том, что демократия подразумевает и ответственность за свой выбор, и ответственности нужно учиться. А значит - ни в первый, ни во второй, ни даже в третий раз выборы вряд ли приведут к появлению "нормальной" власти - там будут представлены во многом лжецы, манипуляторы, демагоги. И до тех пор, пока народ не научится делать ответственный выбор, власть во многом будет именно такой. Но научиться плавать можно только если плаваешь. А значит - есть риск. Но без риска научиться все равно ничему нельзя.
В отношении собственности вопрос сложнее, так как он базовый. Но и здесь решения существуют. Ни вульгарный социализм, ни пещерный капитализм не обеспечивают развития с одновременным повышением устойчивости и социальной стабильности. Размазать национальное богатство всем поровну ничем не лучше, чем если сконцентрировать его в руках немногих. Решение гораздо более сложное и непростое, мало того - оно динамично меняется с течением времени по мере развития самого общества. То, чего не смог сделать Советский Союз, на чем и погорел, пытаясь сохранить общинный уклад в развитом урбанизированном обществе.
Однако решения есть. Но пока их время еще не пришло - нужно лечить зараженную некрозом страну. Срывать повязки, вычищать гной, заливать рану дезинфицирующими растворами. Это больно, это неприятно, но другого лечения уже нет.
То же, о чем говорит Клишас - это не лечение. Это продление агонии. И в этом нужно отдавать себе отчет, отбрасывая всю демагогию обанкротившихся воров.