Получение разрешений на работу в датских водах - еще одна туманная ситуация. Датчане уже сделали в прошлом году все возможное, чтобы затормозить работы и в конечном итоге именно датские проволочки привели к срыву сроков, и американские санкции лишь поставили точку в вопросах строителтьства. Вполне возможно, что датчане и в этот раз будут тянуть время, так как нормальная работа ограничена летним сезоном, после которого начнутся волнения на море и штормы, что опять-таки может сказаться на сроках.
И, естественно, есть главный рояль в кустах, с которым сделать нельзя ничего. Это, конечно, США. Они в любой момент, в том числе и последний, снова могут ввести те или иные санкции, которые поставят или достройку, или пуск, или эксплуатацию СП-2 под вопрос.
Однако самое главное - это, конечно, кризис. Он делает любые проекты не просто рискованными, а убыточными. Особенно новые. Понятно, что достройка СП-2 - это вопрос престижа. Любой ценой, что называется. Вопрос в том, что дальше. Пока все три последних гипер-проекта Газпрома - Турецкий поток, Северный поток-2 и Сила Сибири выглядят банальной перекачкой средств в карманы подрядчиков. Задача обхода Украины не решена, а единственный политический смысл двух Потоков заключался только в наказании строптивого бывшего партнера. Не удалось и даже более того - с Украиной заключен почти кабальный договор.
Будь Газпром просто бизнесом, он бы, конечно, не пошел бы на строительство ни Турецкого, ни Северного потока-2. Они вообще бессмысленны со всех точек зрения. Даже в случае, если Европу ждет в будущем бум спроса на газ, на порядок дешевле было бы вложить выброшенные на ветер ресурсы на строительство ожижающих терминалов на российском Крайнем Севере, которые в силу климатических условий гораздо более выгодны, чем конкурирующие терминалы в более теплых широтах.
Но Газпром - это не бизнес. Это инструмент политических авантюр российского руководства, решившего, что с помощью газового шантажа оно получит возможность влияния на европейцев. Логично, что и в отношении Газпрома перестали действовать нормы и правила нормального бизнеса - с шантажистами и террористами переговоров, как известно, не ведут.
При этом российское руководство не только не способно просчитывать риски, но категорически не умеет фиксировать убытки. Даже в ситуации, когда упорное продолжение убыточных и с экономической, и с политической точки зрения проектов приведет лишь к растранжириванию ресурсов. Которые в условиях катастрофических по своим последствиям кризисов двадцатого года становятся дефицитом. Но престиж (а говоря откровенно - понты из подворотен) дороже любых разумных соображений. Поэтому удары головой в бетонную стену будут продолжаться до тех пор, пока не треснет что-то одно.