В случае, если Украина не успеет выполнить второе условие, Газпром готов на продление текущего договора на срок, пока Украина не выполнит это условие.
Говоря откровенно, это тупиковая позиция, так как Киев уже внятно дал понять, что никакого взаимного отказа от претензий не будет, так как он выглядит слишком односторонним - Киеву по факту предписывается отозвать уже наложенные штрафы, в ответ не получив ничего.
Подобные бескомпромиссные предложения с обеих сторон были бы понятны, будь впереди еще год-полтора-два. Можно потянуть время, пошантажировать партнера, но времени уже нет. Осталось менее двух месяцев. В Москве, понятно, рассчитывают, что как и в предыдущие разы из Киева под ёлочку прилетит делегация и за пару часов все вопросы будут решены. Но сейчас ситуация кардинально изменилась, и по всей видимости, уступок теперь будут ждать от Газпрома. Который всё глубже залезает в безвыходное положение. Проблема сырьевого придатка в том, что покупатель существенно меньше заинтересован купить его товар, чем придаток - продать его. Кремль, добровольно став сырьевым придатком Европы, по какой-то неведомой причине до сих пор полагает, что держит ее за горло. Куда она денется.
Будь экономика России менее зависимой от продажи углеводородов, шантаж был бы в какой-то степени оправдан: можно пойти на временные убытки, которые будут перекрыты другими работающими отраслями. Кроме того, не пошедшие в Европу потоки можно развернуть и пустить на внутренний рынок, дав своему производителю шанс повысить свою конкурентоспособность в перенасыщенном энергоресурсами внутреннем рынке. Именно так США обеспечивают подъем своей экономики, именно этого добиваются европейцы. Чем плохо, если внутренний рынок будет заполнен до отказа дешевым газом.
Но в том и проблема, что Путин и его клика убили российскую экономику. Ее по сути уже нет - есть ошметки и остатки того, что еще не до конца разворовано. В таких условиях действия Кремля выглядят крайне неадвекватными.
Всё идёт к тому, что мы увидим сюжет с прекращением транзита. Главный вопрос лишь в том, кто именно в итоге сдаст назад - Европа или Кремль. Кремль явно рассчитывает на то, что дрогнут именно европейцы. А вот как будет на самом деле - очень неочевидно.