?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Элемент нездоровой конкуренции 
1-авг-2019 08:05 am
Зампред комитета Государственной думы по обороне Юрий Швыткин прокомментировал RT решение комитета сената конгресса США по международным делам проголосовать за санкции в отношении компаний и частных лиц, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток — 2». «В данном случае санкции со стороны США затрагивают не только Россию, но и многие европейские государства, которые понимают, что «Северный поток — 2» несёт в себе экономическую целесообразность и выгоду. Я встречался со многими депутатами немецкого бундестага, которые полностью поддерживают строительство российского проекта», — сказал депутат. Швыткин также отметил, что подобные решения комитета сената конгресса США — «элемент нездоровой конкуренции».

Вид-сверху-на-добычу-сланцевого-газа

Благородный гнев российских зампредов, между тем, направлен совсем не в ту сторону. Проблема, как представляется, здесь совершенно не в США. Штаты последовательно и ни от кого не скрываясь, реализовывали (и продолжают реализовывать) программы насыщения внутреннего рынка энергоносителями все последние 20 лет. Статистика добычи известна: в 2005 году США добывали сланцевый газ в объеме 30 млрд кубометров, в 2009 - 100 млрд, в 2010 - 150 млрд, в 2011 - 230 млрд, в 2013 - 325 млрд. В 2015 году США добыча сланцевого газа в США превысила всю добычу Газпрома. Динамика очевидна.

Все эти годы Газпромом руководил молодой технократ и выдающийся менеджер Алексей Миллер. Все эти годы он предельно пренебрежительно отзывался как о сланцевом газе, так и о программе США по созданию энергонезависимости от внешних источников. "Фуа-гра для рынка", "сланцевый пузырь", "пиар-кампания", "глухое подполье". Очевидно, что руководитель "Газпрома" в России - самый главный эксперт в газовых вопросах и умнее этого человека по вопросу газовой стратегии просто быть не может. Фантастические зарплаты, которые платят этим выдающимся людям, платятся за то, что они должны принимать точечные решение (от силы одно-два в год) стратегического уровня, которые стоят десятки и сотни миллиардов долларов. Потому и такая зарплата - цена верного решения позволяет зарабатывать такие колоссальные деньги, цена неверного - потеря этих гигантских сумм.

Качество Миллера-управленца стало понятно в 2010 году, когда спешно и без малейшей огласки было принято решение о передаче Норвегии акватории Баренцева моря, по поводу которой спор между нашими странами шел еще с 1920 годов. Причиной столь спешного решения стало Штокмановское месторождение, разработка которого и добыча на нем газа были ориентированы строго на американский рынок. Это при том, что к концу 10 года США стали добывать только сланцевый газ в объемах, равных половине всей добычи "Газпрома". Но Миллер сообщил, что сланец - это туфта и пузырь, а потому не печалься, братва, все тип-топ. Чтобы беспроблемное эксплуатировать Штокман, потребовался пустяк - урегулировать спор с Норвегией, суть которого заключалась в передаче норвегам нашей акватории. Делов-то, у нас этих акваторий немеряно. Итог известен - ни акватории, ни добычи, так как цена на внутреннем американском рынке опустилась ниже себестоимости добычи Штокмана, в связи с чем проект завоевания американского рынка пришлось забыть. В минусе осталась акватория с гигантскими рыбными запасами, но рыбы у нас завались, не обеднеем.

Провал Штокмановского проекта в любой нормальной корпорации и государстве привел бы к кадровым решениям - держать на посту главного по газу человека, который в нем ни петь, ни лаять, попросту опасно. Но путинские назначенцы - они не про эффективность, а про какие-то совсем другие соображения. Потому Миллер вплоть до 2015 года продолжал рассказывать изумленным слушателям, что сланец - это полная туфта. Во всяком случае еще в конце 15 года он уверял профессионалов рынка, что "сланцевая революция ушла в подполье".

Столь качественное управление к сегодняшнему дню обошлось России в строительство никому не нужных обходных трубопроводов Турецкого потока и Северного потока-2, перспектива эксплуатации которых выглядит туманной и по сей день. Две войны - на Украине и в Сирии. Заглохший "Поворот на Восток" с его "Силой Сибири". Теперь вот идут попытки успеть на ушедший поезд СПГ. Сколько всё это стоит в деньгах, сказать сложно. Но, по всей видимости, речь может идти о полутриллионе долларов по порядку величины. Это и есть цена стратегических решений (а точнее, провалов) управления газовой отраслью страны.

А при чем тут Америка? При том, что Штаты реализовали первую часть своей стратегии - перенасытили внутренний рынок энергоносителями и, не сбавляя темпа, продолжают наращивать их добычу. Точне, темп, конечно, падает, но это, скорее, эффект высокой базы - держать постоянно рост добычи на одном уровне при столь колоссальных ее объемах просто невозможно.

Теперь Штаты реализуют вторую часть стратегии, логично вытекающую из первой - избыток газа и нефти нужно куда-то девать. И куда - не вопрос. В мире есть только два ёмких рынка - европейский и китайский. Вот туда американцы и вламываются, не особо миндальничая с присутствующими на них. Включая самих европейцев и китайцев. Проблема лишь в том, что подобное развитие событий было очевидно как минимум с начала десятых годов. "Сбербанк CIB" тогда выпустил первый доклад, в котором вполне явственно доказал, что сланцевый газ - это надолго. Если не навсегда. В 13 году в ежегодном докладе ВР было четко сказано - рост сланцевой добычи выведет США в ближайшие годы на первое место в мире по добыче газа и нефти. И вывел. И сланцевый фактор теперь должен учитываться при разработке любых газовых стратегий. Но российское руководство было свято уверено, что гениальный менеджер Миллер, поставленный на свое место гениальным стратегом Путиным, свое дело знает туго, а потому беспокоиться не о чем. Такие мелочи, как то, что Миллер газ видел до своего назначения в "Газпром" разве что только в конфорке, никого не смущали. Вождь не ошибается в своем выборе.

Собственно, а что теперь остается делать разным зампредам, как не обвинять США в "недобросовестной конкуренции"? В любом ином случае придется признавать, что это именно мы принимали последние десятилетия неверные, ошибочные и даже откровенно кретинские решения, которые в итоге и привели газовую стратегию страны к закономерному краху. И когда Путин горячо убеждает электорат, что выдающимся менеджерам нельзя платить низкие зарплаты, иначе они убегут на Запад, то лучше бы они убежали. Хотя кому они там нужны?
Comments 
1-авг-2019 05:22 am
Я так понял что Газпром сделал ставку на сжатый газ как топливо для автомобился (и даже кораблей). Тут,конечно,топливо экологически чище, как говорят,чем бензин, но все равно конкуренция с бензином останется.
Еще электромобили.
Борьба за топливный рынок Европы,США тоже хотят поставлять
https://www.gazprom.com/about/production/ngv-fuel/
https://www.ngvglobal.com/blog/gazprom-cng-station-biggest-europe-1124
http://cngeurope.com/gazprom-considers-progress-with-wider-use-of-natural-gas-as-vehicle-fuel/
https://www.gazprom.com/press/news/2017/november/article380915/

Edited at 2019-08-01 05:40 (UTC)
1-авг-2019 06:07 am
Газ, как моторное топливо, может быть и "ничего", но вот только с безопасностью не очень хорошо. Кроме того, высокая стоимость оборудования и переделки автомобиля, как и сложность оформления документов рубят все накорню. Периодически, заправляя баллон на дачу, наблюдаю засаду гибдд-шников, тормозящих всех, кто выезжает с газовой заправки.
1-авг-2019 06:37 am - ))))
Анатолий, спасибо, отличный текст!

"Миллер газ видел до своего назначения в "Газпром" разве что только в конфорке" - а в Питербурге газовые плиты?
Уж всегда думал, что мегаполисы в РФ еще со времен СССР электрофицированы... к примеру в моем родном городе (обл. центр) кухни многоквартирных домов 100% электрофицированы.

"было очевидно как минимум с начала десятых годов" - возможно в СМИ, в профильных англоязычных изданиях читал про перспективы сланцевого газа еще в далеком 2002. Там же давали оценку запасов по странам и уже тогда прозвучала очень аккуратная мысль про первое место США по добыче углеводородов...

Перенасыщение рынка углеводородными энергоносителями уже факт лет так 5, просто до наших эффективных доходит очень долго..достаточно взглянуть на данные по танкерам, более половины используется не как транспортное средство, а как тактическое хранилище типа ПХГ.

А про Штокман вообще грустно, был коллега, уехал когда пригласили, тогда пытались отговорить, мол этот проект еще только в головах манагеров... через пол-года сократили...

Edited at 2019-08-01 06:39 (UTC)
1-авг-2019 07:03 am

В Москве почти все дома советской постройки ниже 14 этажей с газовыми плитами.

1-авг-2019 06:56 am - ответ johnnysutton, т.к. забанил ))
ответ johnnysutton, т.к. забанил ))

"Я так понял что Газпром сделал ставку на сжатый газ как топливо для автомобиля" - ГазМяс сделал ставку на продажу всего и вся за рубеж и отмывание/воровство доходов через нерентабельные проекты типа СП-2, ТП и Сила Сибири.

"но все равно конкуренция с бензином останется" - газ бензину (как топливо для авто) не конкурент, займет свою нишу рынка, ожидают в 20-30%, но конкурировать и тем более теснить не будет. Причин много, основная - нерентабельно.

"Борьба за топливный рынок Европы, США тоже хотят поставлять" - это не борьба, это избиение милиционером (вернее "копом") гопника, у которого только понты. "Борьба" уже с треском проиграна, снижение экспорта Газпрома за второй квартал по сравнению с аналогичным периодом 2018 года... 2020 год вообще будет контрольным выстрелом в голову кремлевским..
1-авг-2019 07:35 am
Извините, не в тему, но заслуживает внимания.
Интервью с депутатом на тему: куда нас ведут.
Раскрывается смысл затеянной цифровизации учёта населения.
Донорство по умолчанию - как ещё один из источников дохода для олигархического режима.
В общем, не отстаём от прогресса, не пропустить бы этот 6-й или какой там ещё уклад.

Edited at 2019-08-01 07:56 (UTC)
1-авг-2019 07:51 am - Мдя...
"Он и в штаны вам нагадил!" (ц)
1-авг-2019 07:59 am
Вот, кстати,надо спросить у израильтян присутствующих, что они знают о переводе транспорта в Израиле на газ
https://www.calcalistech.com/ctech/articles/0,7340,L-3735247,00.html
1-авг-2019 08:54 am
Эта программа в первую очередь для общественного транспорта и грузовых перевозок.
С началом промышленной добычи газа, в Израиле уже перевели на газ почти все электростанции и заводы по опреснению воды. В активном процессе перевод на газ вместо мазута и угля и промышленные предприятия.
Касательно транспорта: то с этим пока идут только первые шаги. Хотя уже лет 10-12 как можно ставить оборудование для газа и на личном транспорте. Но самих заправок для газа пока немного, только по несколько в городах и почти нет на периферии.
1-авг-2019 08:59 am
скажите, а как в Израиле с электромобилями?Используются ли, и кем - частными лицами,компаниями, и какой марки.Спасибо.

Edited at 2019-08-01 08:59 (UTC)
1-авг-2019 04:30 pm
Я из Израиля))

После не слишком удачного опыта моей фирмы перейти на газ лет 12 назад больше практически не видел авто на газу. Тогда устанавливали систему бензин-газ и баллон в багажнике. Поскольку было много проблем с двигателями, то отказались. Газ - дешевле, но, в итоге, из-за издержек стало невыгодно.

В частном порядке можно поставить систему на частную машину, но именно таким авто запрещен въезд в подземные паркинги.

Кроме этого есть очень мало бензоколонок, оснащенных заправкой газом. Просто мизер.

Зато стали широко покупать гибриды, дающие явную экономию бензина.

Чисто электрических авто - крайне мало: еще не пришло время, особенно после оглушительного провала Better Place, когда в развернули сеть заправок для элетрических авто. Сами машины были Рено, если не ошибаюсь. Но продажи не пошли из-за сильно ограниченного пробега (а особенно с кондиционером из-за климата и зачастую гористой местности) и фирма признала себя банкротом.

Нынче я работаю в бывш. англ. компании "Shell" - PAZ и будущее очень неопределенно: хоть машин и продается все больше, но тренд очевиден - электричество...
1-авг-2019 08:23 am
Что рыбы у нас завались наглядно демонстрируют консервы производства Мурманска и Калининградской обрасти - что ни банка, так в основном вода, правда 1-2 кусочка рыбки там пока еще есть.
Приобретя несколько раз подобные шедевры пищевой промышленности, зарекся покупать их в дальнейшем.
1-авг-2019 09:03 am
Россия выведет 10 тыс. военных и полсотни кораблей на учения на Балтике
https://www.rbc.ru/politics/01/08/2019/5d429cbe9a79476932ed1e70?from=from_main

Интересно, связано ли это с Северным Потоком-2?

Edited at 2019-08-01 09:04 (UTC)
1-авг-2019 06:27 pm
10 тысяч. Военных. ...

Лодки с подвесным моторчиком, что ли?
2-авг-2019 06:57 pm
>примут 49 кораблей и боевых катеров

Именно они. Хорошо если не надувные...
This page was loaded окт 14 2019, 1:16 pm GMT.