Логика Меркель предельно очевидна - много газа хорошего и разного. По разным маршрутам. При этом Евросоюз получает возможность даже с одним поставщиком - Газпромом - маневрировать и давить его ценовую политику угрозами перекрытия маршрутов поставки. С СП-2 уже понятно, как именно будет выглядеть шантаж: Газовая директива требует предоставления 50% мощностей Потока передать третьим поставщикам. По факту это означает то, что проект СП-2 будет работать на половину мощности. Фактически в убыток. Европа может давать согласие на увеличение квот по мощности, но взамен, понятно, будет требовать уступок в цене. Газпром, чтобы эксплуатировать свою собственную трубу, должен будет снижать цену на прокачиваемый газ, как условие поставки.
При этом сохранение украинского транзита для Европы - гарантия ценового давления на Газпром и фактически угроза на любых переговорах по цене на газ.
Третий фактор, позволяющий Европе уверенно смотреть в будущее - поставки СПГ. Они растут и давят на трубопроводный газ. Пока процесс лишь в начале, но уже к середине 20 годов баланс поставок будет качественно иным. Европа получит переизбыток предложения газа, что может позволить ей повторить успех США, обеспечивших существенное падение цен на внутреннем рынке, что позволило перезапустить американскую экономику.
За всё заплатят производители энергии - они будут вынуждены сокращать свою маржу практически до себестоимости. А некоторые - вообще уходить с рынка. Но проблемы неудачников никого не интересуют.