?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Тренды и запросы 
14-май-2019 04:06 pm
У сериала "Игра престолов" есть одна особенность, которая, конечно, не является его индивидуальным качеством, а является, скорее, общим трендом. Существует мощный запрос на фэнтези при полной утрате запроса на фантастику. В тех художественных произведениях (неважно - книжного формата, телевизионного или кино), где наличествуют внешние атрибуты фантастики (зомби, космические стрелялки и прочее) - это тоже на самом деле фэнтези в чистом, пусть и замаскированном, виде. Просто вместо магии есть некая Сила, адепты которой ничем по большому счету не отличаются от белых и черных магов. Чем Главный ситх отличается от Саурона? Только высокотехнологическим пейзажем вокруг себя.

got-pic905-895x505-6821

В чем разница между тем и этим? Фэнтези и фантастика - это способы проектирования будущего. Только фэнтези - это детерминированное будущее, будущее, в котором предопределенность является базовым фактором всего проекта. Что может сделать человек, вооруженный любой технологией, против несистемного по отношению к ней магического воздействия? Да ничего. Это и предопределяет невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен. Фантастика - это развитие по спирали. Даже повторение пройденного происходит на новом уровне, где возможны падения, подъемы, но нет бесконечного повторяющегося цикла возвращения к началу.

Цивилизация, совершившая невероятный технологический рывок в последние сто-сто пятьдесят лет, заметно устала от стремительности. Ей нужна остановка, которая почти невозможна, как нельзя остановиться на мотоцикле - ты просто упадешь. А потому коллективное бессознательное просит возвращения назад, в привычное. Возникает кадавр - высокотехнологичный феодализм, где интернет соседствует с вассально-сеньорскими отношениями и сословным устройством. В каком-то смысле японцы, корейцы, китайцы оказались в наиболее комфортном по отношению к Западу отношении: они в общественном плане продолжают жить в феодально-сословном укладе (естественно, поддающемся давлению новых форм социального устройства, но пока это лишь слабые колебания под напором), который создает ощущение определенной стабильности и привычного. Западный человек, с головой окунувшийся в безбрежную демократию, доведенную местами до полного абсурда, лишен этой опоры. Это не значит, кстати, что демократия - это плохо. Это значит, что ко всему нужно привыкнуть и адаптироваться.

Поэтому и востребована фэнтезийная тематика. Привычные графы, короли, война Алой и Белой Роз в том или ином прочтении. Мир магии, где любые проблемы может решить одним заклинанием мудрый и всеведающий маг. Или прилетевший дракон, сжигающий сопоставимого по мощи врага, победа над которым будет стоить колоссальных потерь и издержек. Нет этой проклятой проблемы самостоятельного выбора, который дает возможность рывка, но в то же время опасен риском провала. Бессознательное устало от риска и просит стабильности - и находит ее в фэнтези. Поэтому нет запроса на фантастику: стремительность развития превосходит любые попытки осмыслить даже настоящее, не то что будущее. Люди не хотят в будущее, они хотят в прошлое. Хотя бы виртуально.

Неудивительно, что в России так востребовано сословное и очень простое прошлое в качестве замены сложному и очень рискованному во всех отношениях будущему. Три революции, технологические рывки, две мировые войны, прошедшиеся катком по стране и народу, две гражданские (одна в горячей острой фазе, вторая - в растянутой "теплой" фазе криминальной войны девяностых). Неудивительно, что хочется хоть какой-то стабильности. И ее ищут в прошлом. Кто - в идеализированной "России, которую мы потеряли", кто - в не менее идеализированном советском прошлом. Кого-то несет еще дальше по колодцу времени. Будущее интересно очень немногим - все уже устали от него. И понятно, что запрос на прошлое так чутко воспринят правящей братвой, не виртуально, а вполне реально строящей криминальный феодализм. Отсюда и культивируемый образ любых перемен как абсолютного зла: "Вы что, хотите как в...?" Отсюда и образ Путина, как гаранта стабильности - пусть безнадежной, несправедливой, да хоть какой.

Comments 
15-май-2019 10:57 pm
Выскажусь тоже здесь, потому что оказывается, неожиданно для себя, я перечитал этой фэнтези целую кучу по совету добрых людей.
По поводу фантастики и фэнтези высказывался Переслегин и его мнение довольно непротиворечивое:
Нет запроса на фантастику но есть на фэнтези, таково общество на сегодняшний день.
Я для себя определил, как вариант, что фантастика это жанр для создателей мысленного будущего, чтобы их вдруг не посчитали за ненормальных.
Игра Престолов вообще не понимаю что это такое - или это компьютерная игра, или это сериал, или это фэнтези - мне все равно! Я конечно могу начать читать этот сериал, если он мне вдруг понравится, но сильно популярные, разрекламированные вещи я почему-то обхожу стороной, может быть напрасно.
И фантастика - это в основном не только технические вещи - это человеческие отношения с обществом, межличностные, с машинами, с природой и так далее.
Фэнтези это уже совершенно другой жанр.
Вот те самые рыцарские походы - полу-рыцарские -демоны и магия, колдовство и практические чудеса - все эти фэнтези, но это всё - рыцарские побрякушки с тех дальних средневековых времен, реального нашего времени, переложенные в данном жанре фэнтези, наиболее для него подходящем, почему-то так стало.
Я перечитал всего Глена Кука по наущению нашего автора и нисколько об этом не жалею.
Наверное есть и другие специалисты, каждый в своем жанре, 100% есть, я их встречал, и я понимаю увлечения этими авторами других людей. Здесь может сказываться и созвучие характеров автора и читающего, и даже неважна Тема и смысл, сколько важен сам характер произведения.
А по поводу настоящей технической фантастики, то - то что было в Советское время - что на Западе, что в Советском Союзе - сегодня лучше всего обратиться к прогнозистам. Именно они его рисуют более-менее правдиво, отчётливо и с надлежащей перспективой взгляда в глубь времен!

Edited at 2019-05-15 23:15 (UTC)
This page was loaded ноя 19 2019, 8:43 pm GMT.