?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Тренды и запросы 
14-май-2019 04:06 pm
У сериала "Игра престолов" есть одна особенность, которая, конечно, не является его индивидуальным качеством, а является, скорее, общим трендом. Существует мощный запрос на фэнтези при полной утрате запроса на фантастику. В тех художественных произведениях (неважно - книжного формата, телевизионного или кино), где наличествуют внешние атрибуты фантастики (зомби, космические стрелялки и прочее) - это тоже на самом деле фэнтези в чистом, пусть и замаскированном, виде. Просто вместо магии есть некая Сила, адепты которой ничем по большому счету не отличаются от белых и черных магов. Чем Главный ситх отличается от Саурона? Только высокотехнологическим пейзажем вокруг себя.

got-pic905-895x505-6821

В чем разница между тем и этим? Фэнтези и фантастика - это способы проектирования будущего. Только фэнтези - это детерминированное будущее, будущее, в котором предопределенность является базовым фактором всего проекта. Что может сделать человек, вооруженный любой технологией, против несистемного по отношению к ней магического воздействия? Да ничего. Это и предопределяет невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен. Фантастика - это развитие по спирали. Даже повторение пройденного происходит на новом уровне, где возможны падения, подъемы, но нет бесконечного повторяющегося цикла возвращения к началу.

Цивилизация, совершившая невероятный технологический рывок в последние сто-сто пятьдесят лет, заметно устала от стремительности. Ей нужна остановка, которая почти невозможна, как нельзя остановиться на мотоцикле - ты просто упадешь. А потому коллективное бессознательное просит возвращения назад, в привычное. Возникает кадавр - высокотехнологичный феодализм, где интернет соседствует с вассально-сеньорскими отношениями и сословным устройством. В каком-то смысле японцы, корейцы, китайцы оказались в наиболее комфортном по отношению к Западу отношении: они в общественном плане продолжают жить в феодально-сословном укладе (естественно, поддающемся давлению новых форм социального устройства, но пока это лишь слабые колебания под напором), который создает ощущение определенной стабильности и привычного. Западный человек, с головой окунувшийся в безбрежную демократию, доведенную местами до полного абсурда, лишен этой опоры. Это не значит, кстати, что демократия - это плохо. Это значит, что ко всему нужно привыкнуть и адаптироваться.

Поэтому и востребована фэнтезийная тематика. Привычные графы, короли, война Алой и Белой Роз в том или ином прочтении. Мир магии, где любые проблемы может решить одним заклинанием мудрый и всеведающий маг. Или прилетевший дракон, сжигающий сопоставимого по мощи врага, победа над которым будет стоить колоссальных потерь и издержек. Нет этой проклятой проблемы самостоятельного выбора, который дает возможность рывка, но в то же время опасен риском провала. Бессознательное устало от риска и просит стабильности - и находит ее в фэнтези. Поэтому нет запроса на фантастику: стремительность развития превосходит любые попытки осмыслить даже настоящее, не то что будущее. Люди не хотят в будущее, они хотят в прошлое. Хотя бы виртуально.

Неудивительно, что в России так востребовано сословное и очень простое прошлое в качестве замены сложному и очень рискованному во всех отношениях будущему. Три революции, технологические рывки, две мировые войны, прошедшиеся катком по стране и народу, две гражданские (одна в горячей острой фазе, вторая - в растянутой "теплой" фазе криминальной войны девяностых). Неудивительно, что хочется хоть какой-то стабильности. И ее ищут в прошлом. Кто - в идеализированной "России, которую мы потеряли", кто - в не менее идеализированном советском прошлом. Кого-то несет еще дальше по колодцу времени. Будущее интересно очень немногим - все уже устали от него. И понятно, что запрос на прошлое так чутко воспринят правящей братвой, не виртуально, а вполне реально строящей криминальный феодализм. Отсюда и культивируемый образ любых перемен как абсолютного зла: "Вы что, хотите как в...?" Отсюда и образ Путина, как гаранта стабильности - пусть безнадежной, несправедливой, да хоть какой.

Comments 
15-май-2019 03:00 am
В детстве, в клубе любителей фантастики, читал книгу Гуревича (название не помню) про жанры фантастической литературы. В ней была карта «страны фантастики», которая граничила со страной «сказка», приграничные области - это - фэнтези. Также в книге автор подробно разбирал жанр фантастики как способ показать психологию поведения человека. Если герой книги в будущем - это означает, что так будет всегда, независимо от времени, а если события истории развиваются в далёком космосе - это как бы желание автора сказать что так может произойти везде, вне зависимости от расстояния. Это если фантастическая обстановка используется как приём, но есть и фантастика - как тема, например, очень редкая и в советское время, производственная фантастика - описание процесса сотворения чего-то нового и фантастического....
Мы живём во времена когда сказочные технологии становятся частью нашей повседневной жизни - превращения человека в лягушку - генная инженерия, «сим-сим откройся!» - голосовая разблокировка дверей, яблочко на тарелочке - телевизор... плащ-невидимка... Кощей Бессмертный (потому что нерожденный, а сотворённый - не умирают те кто не был рождён ) - показан в фильмах Терминатор... А противостояние достижений технического прогресса космического масштаба и Человека как Рыцаря Духа, обладающего невидимой духовной силой - показана в Звездных Войнах. В советское время предполагали что техника освободит человека, станет помощником, а не заставит людей конкурировать с агрегатами, став придатком машин. Да, люди устали от перемен, от бешеного темпа жизни, от конкуренции- борьбы за место под солнцем- от социального дарвинизма... это переутомление везде чувствуется - психика человека не выдерживает - в итоге, у одних - запрос на стабильность... желание тихо полежать в полуобмороке на обочине истории, а другие этим пользуются чтобы сохранить своё положение- так всё погружается в Матрицу - одни спят, другие бдят чтобы первые не проснулись...
This page was loaded ноя 14 2019, 2:07 am GMT.