?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Тренды и запросы 
14-май-2019 04:06 pm
У сериала "Игра престолов" есть одна особенность, которая, конечно, не является его индивидуальным качеством, а является, скорее, общим трендом. Существует мощный запрос на фэнтези при полной утрате запроса на фантастику. В тех художественных произведениях (неважно - книжного формата, телевизионного или кино), где наличествуют внешние атрибуты фантастики (зомби, космические стрелялки и прочее) - это тоже на самом деле фэнтези в чистом, пусть и замаскированном, виде. Просто вместо магии есть некая Сила, адепты которой ничем по большому счету не отличаются от белых и черных магов. Чем Главный ситх отличается от Саурона? Только высокотехнологическим пейзажем вокруг себя.

got-pic905-895x505-6821

В чем разница между тем и этим? Фэнтези и фантастика - это способы проектирования будущего. Только фэнтези - это детерминированное будущее, будущее, в котором предопределенность является базовым фактором всего проекта. Что может сделать человек, вооруженный любой технологией, против несистемного по отношению к ней магического воздействия? Да ничего. Это и предопределяет невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен. Фантастика - это развитие по спирали. Даже повторение пройденного происходит на новом уровне, где возможны падения, подъемы, но нет бесконечного повторяющегося цикла возвращения к началу.

Цивилизация, совершившая невероятный технологический рывок в последние сто-сто пятьдесят лет, заметно устала от стремительности. Ей нужна остановка, которая почти невозможна, как нельзя остановиться на мотоцикле - ты просто упадешь. А потому коллективное бессознательное просит возвращения назад, в привычное. Возникает кадавр - высокотехнологичный феодализм, где интернет соседствует с вассально-сеньорскими отношениями и сословным устройством. В каком-то смысле японцы, корейцы, китайцы оказались в наиболее комфортном по отношению к Западу отношении: они в общественном плане продолжают жить в феодально-сословном укладе (естественно, поддающемся давлению новых форм социального устройства, но пока это лишь слабые колебания под напором), который создает ощущение определенной стабильности и привычного. Западный человек, с головой окунувшийся в безбрежную демократию, доведенную местами до полного абсурда, лишен этой опоры. Это не значит, кстати, что демократия - это плохо. Это значит, что ко всему нужно привыкнуть и адаптироваться.

Поэтому и востребована фэнтезийная тематика. Привычные графы, короли, война Алой и Белой Роз в том или ином прочтении. Мир магии, где любые проблемы может решить одним заклинанием мудрый и всеведающий маг. Или прилетевший дракон, сжигающий сопоставимого по мощи врага, победа над которым будет стоить колоссальных потерь и издержек. Нет этой проклятой проблемы самостоятельного выбора, который дает возможность рывка, но в то же время опасен риском провала. Бессознательное устало от риска и просит стабильности - и находит ее в фэнтези. Поэтому нет запроса на фантастику: стремительность развития превосходит любые попытки осмыслить даже настоящее, не то что будущее. Люди не хотят в будущее, они хотят в прошлое. Хотя бы виртуально.

Неудивительно, что в России так востребовано сословное и очень простое прошлое в качестве замены сложному и очень рискованному во всех отношениях будущему. Три революции, технологические рывки, две мировые войны, прошедшиеся катком по стране и народу, две гражданские (одна в горячей острой фазе, вторая - в растянутой "теплой" фазе криминальной войны девяностых). Неудивительно, что хочется хоть какой-то стабильности. И ее ищут в прошлом. Кто - в идеализированной "России, которую мы потеряли", кто - в не менее идеализированном советском прошлом. Кого-то несет еще дальше по колодцу времени. Будущее интересно очень немногим - все уже устали от него. И понятно, что запрос на прошлое так чутко воспринят правящей братвой, не виртуально, а вполне реально строящей криминальный феодализм. Отсюда и культивируемый образ любых перемен как абсолютного зла: "Вы что, хотите как в...?" Отсюда и образ Путина, как гаранта стабильности - пусть безнадежной, несправедливой, да хоть какой.

Comments 
14-май-2019 09:13 pm
И правильно.
Я даже толком не читала, не то что смотреть. Сунула нос - ни одного положительного героя, нафиг-нафиг!
14-май-2019 10:18 pm
Джон Сноу типа положительный герой, Дейнерис, Тирион Ланнистер, Старки.
15-май-2019 12:42 pm
Сложно сказать. В искусстве 19-20 веков, и в научной фантастике в частности, положительные герои - те, кто стоит на стороне прогресса. Зло - это регресс. Применять эти критерии к жанру фэнтези бессмысленно: здесь нет исторического времени, значит, нет прошлого и будущего. Архаика и возвращение к мифологическому сознанию. Положительные герои здесь - благородные по происхождению, баловни судьбы. Как Джон Сноу.
Так что в современном понимании положительных действительно нет.
16-май-2019 01:00 am
В фэнтези положительными персонажами являются герои, которые противостоят наступающему злу и хаосу. Это может рассматриваться как аналогия схемы "регресс-прогресс". Опять же, не вся научная фантастика оптимистична по содержанию, например, Человек Невидимка Герберта Уэллса не принес пользы людям своим изобретением. Я бы сказал, что между этими жанрами нет таких уж принципиальных различий, они относятся, скорее, к использованию антуража, чем к содержанию. К тому же фэнтези это часть фантастики в широком смысле.
16-май-2019 04:18 am
Да, конечно, положительные герои в фэнтези как носители гармонии противостоят хаосу. Вечные оппозиции Космоса и хаоса, света и тьмы, добра и зла, хтонических существ и олимпийских богов. Даже Стена есть как символ границ Космоса. Древнегреческая мифология один в один. И в то же время универсальные архетипические сюжеты из области коллективного бессознательного. Это всегда востребовано и интересно, человек нуждается в переживании и ассимиляции подобного опыта. Другое дело, что халтурщики от масскульта нагло этим пользуются, подсовывая зрителям и читателям низкопробные образцы. И социальный заказ ещё просматривается на легитимацию кастового общества.
Но вот по поводу схожести фантастики и фэнтези не могу с Вами согласиться. Как раз антураж и сюжеты могут быть похожи, а смысл - разный. Просто в конкретных произведениях может нарушаться чистота жанра.
14-май-2019 10:25 pm
Я тоже не смотрю: жаль время жизни на это все тратить, когда столько интересных и полезных вещей не успеваешь сделать и планов осуществить. К тому же, когда у тебя работа, семья, быт, личные потребности, социальные interactions, приходится оптимально расставлять приоритеты.

P.S. На самом деле, я этот комментарий для Нелли написала, но он не прошел, т.к., согласно сообщению, ani_al меня забанила - ничего не пойму.
15-май-2019 07:48 am
Судя по отзывам смотревших, фильм - череда нелепостей, неразумных и совсем абсурдных действий персонажей в ходе смертельной борьбы за власть. Где предательство - норма жизни.
Читала в ЖЖ Лекса Кравецкого разбор одной из серий - такое ощущение, что товарищ изо всех сил сдерживает четырехэтажный мат (или сначала написал текст, а потом стёр нецензурщину:))
15-май-2019 10:18 am
Таня! И правда я забанила! От жеж, а. Видимо, с телефона кого-то банила и промахнулась.
Прастити, я не специально ))
15-май-2019 12:20 pm
Да так и подумала, что недоразумение вышло)
16-май-2019 07:51 am
Хорошо, что кто-то это обнаружил, не будем показывать пальцем )) А то вот так жила бы и думала, а что это Танечка мне не отвечает? ))
Как в анекдоте:
Винни-Пух подходит к Пяточку и начинает его мутузить.
Пятачок возмущенно вопит: Винни! Винни! За что?
Винни-Пух: идёшь, молчишь, всякую херню про меня думаешь...

16-май-2019 12:59 pm
))
Неллечка, про тебя так никогда бы не думала. А вот про бан как раз подумала: херня какая-то)
16-май-2019 03:53 pm
)) Спасибо, Танечка. Как же хорошо, когда тебя понимают.
15-май-2019 10:16 am
)) Вот и ладненько. Вот и содержание почти узнала.
This page was loaded ноя 16 2019, 1:47 am GMT.