?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Тренды и запросы 
14-май-2019 04:06 pm
У сериала "Игра престолов" есть одна особенность, которая, конечно, не является его индивидуальным качеством, а является, скорее, общим трендом. Существует мощный запрос на фэнтези при полной утрате запроса на фантастику. В тех художественных произведениях (неважно - книжного формата, телевизионного или кино), где наличествуют внешние атрибуты фантастики (зомби, космические стрелялки и прочее) - это тоже на самом деле фэнтези в чистом, пусть и замаскированном, виде. Просто вместо магии есть некая Сила, адепты которой ничем по большому счету не отличаются от белых и черных магов. Чем Главный ситх отличается от Саурона? Только высокотехнологическим пейзажем вокруг себя.

got-pic905-895x505-6821

В чем разница между тем и этим? Фэнтези и фантастика - это способы проектирования будущего. Только фэнтези - это детерминированное будущее, будущее, в котором предопределенность является базовым фактором всего проекта. Что может сделать человек, вооруженный любой технологией, против несистемного по отношению к ней магического воздействия? Да ничего. Это и предопределяет невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен. Фантастика - это развитие по спирали. Даже повторение пройденного происходит на новом уровне, где возможны падения, подъемы, но нет бесконечного повторяющегося цикла возвращения к началу.

Цивилизация, совершившая невероятный технологический рывок в последние сто-сто пятьдесят лет, заметно устала от стремительности. Ей нужна остановка, которая почти невозможна, как нельзя остановиться на мотоцикле - ты просто упадешь. А потому коллективное бессознательное просит возвращения назад, в привычное. Возникает кадавр - высокотехнологичный феодализм, где интернет соседствует с вассально-сеньорскими отношениями и сословным устройством. В каком-то смысле японцы, корейцы, китайцы оказались в наиболее комфортном по отношению к Западу отношении: они в общественном плане продолжают жить в феодально-сословном укладе (естественно, поддающемся давлению новых форм социального устройства, но пока это лишь слабые колебания под напором), который создает ощущение определенной стабильности и привычного. Западный человек, с головой окунувшийся в безбрежную демократию, доведенную местами до полного абсурда, лишен этой опоры. Это не значит, кстати, что демократия - это плохо. Это значит, что ко всему нужно привыкнуть и адаптироваться.

Поэтому и востребована фэнтезийная тематика. Привычные графы, короли, война Алой и Белой Роз в том или ином прочтении. Мир магии, где любые проблемы может решить одним заклинанием мудрый и всеведающий маг. Или прилетевший дракон, сжигающий сопоставимого по мощи врага, победа над которым будет стоить колоссальных потерь и издержек. Нет этой проклятой проблемы самостоятельного выбора, который дает возможность рывка, но в то же время опасен риском провала. Бессознательное устало от риска и просит стабильности - и находит ее в фэнтези. Поэтому нет запроса на фантастику: стремительность развития превосходит любые попытки осмыслить даже настоящее, не то что будущее. Люди не хотят в будущее, они хотят в прошлое. Хотя бы виртуально.

Неудивительно, что в России так востребовано сословное и очень простое прошлое в качестве замены сложному и очень рискованному во всех отношениях будущему. Три революции, технологические рывки, две мировые войны, прошедшиеся катком по стране и народу, две гражданские (одна в горячей острой фазе, вторая - в растянутой "теплой" фазе криминальной войны девяностых). Неудивительно, что хочется хоть какой-то стабильности. И ее ищут в прошлом. Кто - в идеализированной "России, которую мы потеряли", кто - в не менее идеализированном советском прошлом. Кого-то несет еще дальше по колодцу времени. Будущее интересно очень немногим - все уже устали от него. И понятно, что запрос на прошлое так чутко воспринят правящей братвой, не виртуально, а вполне реально строящей криминальный феодализм. Отсюда и культивируемый образ любых перемен как абсолютного зла: "Вы что, хотите как в...?" Отсюда и образ Путина, как гаранта стабильности - пусть безнадежной, несправедливой, да хоть какой.

Comments 
14-май-2019 06:04 pm
Нет, вы не понимаете, сериал был дерьмом изначально, просто это стало видно только ближе к концу. Это типичный пример чего-то, что изначально заявило о себе как о стратегическом проекте, хотя внутри мыслило по-принципу "сейчас прокричим погромче, а к последнему сезону - либо шах, либо ишак". Никакой стратегической идеи не было изначально, была только заявка на неё, и лицемерные авторы шоу и книги цинично водили нас за нос столько лет, хотя с начала понимали, что никакого замысла нет как такового.

Это как с пресловутым ОПГ "Озеро". Его власть была криминальной и ублюдочной изначально, просто сначала они громко кричали о себе, что они государственники, и что у них есть пресловутый "план Пыни". Вот, двадцать лет на излёте. Плана никакого как не было, так и нет, и тот факт, что целое поколение нацию водили за нос теперь вскрывается, хотя умным людям всё было понятно с самого начала...
14-май-2019 06:31 pm
Не был он никаким дерьмом, протестую.
Я просто абсолютно крышесносную книгу Мартина читал до экранизации. Пока сериал снимался по книге (а Мартин по его признанию, за основу книги взял историю средневековой Англии), то всё было логично и понятно.
Как только литературная основа закончилась (Мартин тупо не писал продолжений), написание сценария взяли на себя голливудские идиоты. Ну и тупо слили. Что выросло - то выросло.



Edited at 2019-05-14 18:35 (UTC)
14-май-2019 07:05 pm
А почему он перестал писать?
14-май-2019 07:17 pm
Ну хорошая фантастика. Которая даже может молодежи понравиться. Warhammer 40,000. Только такая фантастика совмещает высокие технологии со стабильностью авторитарной власти Императора. Тяжко развивать технологии при политической непредсказуемости.

Edited at 2019-05-14 19:19 (UTC)
15-май-2019 08:27 am - For the Emperor!!!!!!!!
ваху тоже можно приплести какому - то из жанров фентези (эльдары - это высокотехнологичные эльфы)...

фантастика предусматривает создание целого мира. Ваха в данном случае пример колоссальной работы моря народу... Создана целая вселенная, а фентези как по мне проще написать, по этому мне кажется его так много
15-май-2019 10:59 am
=высокие технологии со стабильностью авторитарной власти Императора. Тяжко развивать технологии при политической непредсказуемости=
и еще момент. В вахе описывается ситуация схожая с историей Византии и средневековой европы. Многие технологии были потеряны во времена Темного времени. Император восстановил Империум. то есть нет основания полагать что развитием технологий человечество обязано авторитаризму
This page was loaded ноя 22 2019, 12:42 am GMT.