?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Тренды и запросы 
14-май-2019 04:06 pm
У сериала "Игра престолов" есть одна особенность, которая, конечно, не является его индивидуальным качеством, а является, скорее, общим трендом. Существует мощный запрос на фэнтези при полной утрате запроса на фантастику. В тех художественных произведениях (неважно - книжного формата, телевизионного или кино), где наличествуют внешние атрибуты фантастики (зомби, космические стрелялки и прочее) - это тоже на самом деле фэнтези в чистом, пусть и замаскированном, виде. Просто вместо магии есть некая Сила, адепты которой ничем по большому счету не отличаются от белых и черных магов. Чем Главный ситх отличается от Саурона? Только высокотехнологическим пейзажем вокруг себя.

got-pic905-895x505-6821

В чем разница между тем и этим? Фэнтези и фантастика - это способы проектирования будущего. Только фэнтези - это детерминированное будущее, будущее, в котором предопределенность является базовым фактором всего проекта. Что может сделать человек, вооруженный любой технологией, против несистемного по отношению к ней магического воздействия? Да ничего. Это и предопределяет невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен. Фантастика - это развитие по спирали. Даже повторение пройденного происходит на новом уровне, где возможны падения, подъемы, но нет бесконечного повторяющегося цикла возвращения к началу.

Цивилизация, совершившая невероятный технологический рывок в последние сто-сто пятьдесят лет, заметно устала от стремительности. Ей нужна остановка, которая почти невозможна, как нельзя остановиться на мотоцикле - ты просто упадешь. А потому коллективное бессознательное просит возвращения назад, в привычное. Возникает кадавр - высокотехнологичный феодализм, где интернет соседствует с вассально-сеньорскими отношениями и сословным устройством. В каком-то смысле японцы, корейцы, китайцы оказались в наиболее комфортном по отношению к Западу отношении: они в общественном плане продолжают жить в феодально-сословном укладе (естественно, поддающемся давлению новых форм социального устройства, но пока это лишь слабые колебания под напором), который создает ощущение определенной стабильности и привычного. Западный человек, с головой окунувшийся в безбрежную демократию, доведенную местами до полного абсурда, лишен этой опоры. Это не значит, кстати, что демократия - это плохо. Это значит, что ко всему нужно привыкнуть и адаптироваться.

Поэтому и востребована фэнтезийная тематика. Привычные графы, короли, война Алой и Белой Роз в том или ином прочтении. Мир магии, где любые проблемы может решить одним заклинанием мудрый и всеведающий маг. Или прилетевший дракон, сжигающий сопоставимого по мощи врага, победа над которым будет стоить колоссальных потерь и издержек. Нет этой проклятой проблемы самостоятельного выбора, который дает возможность рывка, но в то же время опасен риском провала. Бессознательное устало от риска и просит стабильности - и находит ее в фэнтези. Поэтому нет запроса на фантастику: стремительность развития превосходит любые попытки осмыслить даже настоящее, не то что будущее. Люди не хотят в будущее, они хотят в прошлое. Хотя бы виртуально.

Неудивительно, что в России так востребовано сословное и очень простое прошлое в качестве замены сложному и очень рискованному во всех отношениях будущему. Три революции, технологические рывки, две мировые войны, прошедшиеся катком по стране и народу, две гражданские (одна в горячей острой фазе, вторая - в растянутой "теплой" фазе криминальной войны девяностых). Неудивительно, что хочется хоть какой-то стабильности. И ее ищут в прошлом. Кто - в идеализированной "России, которую мы потеряли", кто - в не менее идеализированном советском прошлом. Кого-то несет еще дальше по колодцу времени. Будущее интересно очень немногим - все уже устали от него. И понятно, что запрос на прошлое так чутко воспринят правящей братвой, не виртуально, а вполне реально строящей криминальный феодализм. Отсюда и культивируемый образ любых перемен как абсолютного зла: "Вы что, хотите как в...?" Отсюда и образ Путина, как гаранта стабильности - пусть безнадежной, несправедливой, да хоть какой.

Comments 
14-май-2019 01:40 pm
NYT: White House reviews plan that would send up to 120,000 US troops to Middle East

https://edition.cnn.com/2019/05/14/politics/us-troops-middle-east-iran/index.html
14-май-2019 02:28 pm
Новый крестовый поход республиканцев.
Уже химическое оружие искали в 2003...
Будут пар спускать.
Какой после этого ИГИЛ вылезет?
14-май-2019 01:40 pm
Спасибо, хоть кто-то ещё вылил ведро помоев на этот телешлак.
14-май-2019 03:39 pm - в прошлое
Совершенно правильно! Живя в СССР нам всем хотелось попасть в будущее, как в песне Крылатова "Хоть глазочком заглянуть бы".
А сейчас хочется попасть в 20-й или в 19-й век и дожить там остаток жизни. Подальше от этого сумасшедшего непонятного мира, где все лучше запрещено законом, а разрешены только самые сильные и вредные наркотики. И где не хочется рожать детей - будущих рабов и зомби.
Кстати, насчет сисек - сорри, даже порно 70-х смотреть интереснее, где люди похожи на людей, а не на полоумных выбритых трансформеров с имплантатами.
14-май-2019 04:27 pm
Люди боятся настоящего. Власти последовательно выбивают у человека из-под ног все его опоры, материальные и психологические.

Во-вторых, по моей субъективной оценке, система цивилизации подошла к пределу своей поддерживаемости и развития. Этому немало способствует атмосфера истерии, по крайней мере, на моём предприятии (подозреваю, что всеобщая) - нагнетается медленно, но неуклонно в течение последних лет. Люди сгорают на работе один за другим.

И наконец, люди не видят Будущего, каким оно должно быть. Мы живём в мире Украденного Будущего.
14-май-2019 05:27 pm
А, по-моему, будущее прекрасно. Если представить, что все те возможности, которые есть хотя бы сейчас и которые
проглядывают в ближайшем будущем, то мир построенный хотя бы на этих началах, принципах, системах и технологиях будет уже совершенно иным - совершенно иным!
А это только постройка настоящего, то есть когда сегодняшнее настоящее превратится в будущее - и забравшись на его высоты мы увидим то «настоящее будущее» которого даже представить себе сейчас не можем. Перечислю: роботизация, электроника, искусственный интеллект, освоение Луны, освоение сельского хозяйства в невиданных размерах и в невиданном качестве, освоение новых видов энергии, строительство новых летательных аппаратов - совсем на другом принципе, чем сейчас, строительство нового автомобильного самодвижущегося роботизированного парка, строительство супер скоростных очень длинных и с большой сетью дорог, медицина, образование и воспитание в долголетие и так далее - тоже необозримый перспективы. И ещё есть 1000 задумок, и если даже 10 из них заработают, то они перевернут мир - это то о чём мы не знаем и это тоже хранит Великую тайну, и содержит в себе огромный потенциал,
И в принципе само общества станет другим. Капиталистическое развитие, капиталистический этап он может тянуться долго и очень долго, но, когда-то, и он всё же закончится.
14-май-2019 07:12 pm
Вам в Америку срочно, или в Японию. Там уже будущее, к чему нам карабкаться.
14-май-2019 05:39 pm
Жду не дождусь когда уже сценаристы прикончат Серсею и мерзкого карла. Эта парочка у меня дикую попоболь вызывает
14-май-2019 05:51 pm
Серсею уже. А мерзкий карл сильно до фига умный. Выживет и еще на трон сядет :)
14-май-2019 07:45 pm
Я кракозябр из триасового периода получается.
Я не смотрела и не собираюсь смотреть это.
Вымру, как и кракозябры.
14-май-2019 09:13 pm
И правильно.
Я даже толком не читала, не то что смотреть. Сунула нос - ни одного положительного героя, нафиг-нафиг!
14-май-2019 10:07 pm
Human Brains Re-wired in Tech Age, Big Tech Capitalizes on “Hypersensitized” Dopamine Systems

“The short-term, dopamine-driven feedback loops we’ve created are destroying how society works…”

Depression and suicide are at record rates in the west. While there are many driving factors behind this trend, one of them appears to be worsening addictions to tech.

Human development has this far driven us toward interaction with others. We needed to connect with and learn from each other. We need to reproduce.

What happens when our technology becomes more “rewarding” than anything else?

In Japan, where cultural norms allow for rapid adoption of new technology, a population crisis is emerging as young people are no longer having relationships.

The Independent reports:

“Some men claimed they “find women scary” as a poll found that around 31% of people aged 18 to 34 from the island nation say they are virgins.”

One Japanese woman said, “I think a lot of men just cannot be bothered. They can watch porn on the internet and get sexual satisfaction that way.”

We are literally becoming addicted to our technology and the distraction that it brings. Every time we see the glowing red indicator on our Facebook page, our brain releases a neurotransmitter called dopamine.

Dopamine is a central part of the reward center in the brain. It tells us, “Ok, this act (eating food, sex, achieving a goal) brought pleasure, do it again”.

The Guardian reported on the modern phenomenon of our dopamine systems becoming “hypersensitized”, making normal interactions and natural human activities less engaging:

What’s more, our 21st-century world is so heavily baited with cues and stimuli – from stealthy marketing to junk food, not to mention the nagging lure of online life – that it appears to be rigging our dopamine systems to become “hypersensitised”.

Big Tech has capitalized on this mind-hack.

Chamath Palihapitiya, Facebook’s former vice president for user growth, spoke out in 2017 over his “tremendous guilt” for creating a system that is ripping apart the social fabric.

http://www.oldthinkernews.com/2019/05/08/human-brains-rewired-in-tech-age-big-tech-capitalizes-on-hypersensitized-dopamine-systems/
15-май-2019 02:38 am
1) У "твердой" научной фантастики есть серьезные ограничения, которые мешают креативности авторов (поэтому меньшее число авторов за нее берется).
2) И автору, и читателю серьёзной НФ нужен некий уровень образования для того, чтобы создать/прочесть научно валидный текст. Для фэнтези ничего такого не нужно по определению: даже если автор не знает ничего о Средневековье и Войне Роз, он может создать мир с нуля, без феодализма, рыцарей, да вообще без исторических аналогов. Если умеет интересно писать -- люди будут такое читать.
3) Авторы-технари не умеют в большинстве случаев создавать интересных героев, замыкаясь на технических/социальных/трансгуманических и тп. аспектах. А ведь читателям интересны в первую очередь люди, их мысли, реакции, диалоги и проч. (ответ на вопрос, почему Дж. Мартин так популярен).
4) Смею заявить, что "твёрдая" научная фантастика никогда особо популярной не была. В СССР она преобладала, были переводы западных авторов, но своего фэнтези не было, и "Властелин Колец" был издан на русском только после перестройки. Полагаю, по каким-то политическим причинам, но и из-за косности мышления: многие и сейчас фэнтези помещают в раздел детских сказок. На Западе НФ всегда соревновалась с более примитивными продуктами вроде pulp-fiction, затем комиксами и проч., ну и самим фэнтези, конечно.
Отдельно стоит "космический бум" 50-60 гг., когда казалось, что Солнечная система уже скоро будет освоена: и на Западе и в СССР был мощный всплеск популярности космической темы.

Но НФ (в кино) интересна людям и сейчас: сериал "Пространство", фильм "Марсианин" из последнего хорошего. А классического фэнтези хорошего (внезапно)и не снимают. Всякие истории про вампиров в школах это больше мистика, чем фэнтези.

Относительно популярные и качественные НФ книги вроде "Эхопраксия", "Ложная слепота" П. Уоттса или цикл "Задача трёх тел" Лю Цысиня -- см. пункт 3, абсолютно бездушные книги, как по мне.
15-май-2019 11:23 pm
Фантастика как жанр устарела .
Этому жанру несколько десятков лет от роду.
Это, как история с советскими велосипедами. Почему их сегодня не покупают - во-первых их никто не производит, во-вторых они морально и физически устарели, поэтому китайцы заняли весь рынок реализации этого продукта. Он в советском виде никому уже не нужен.
То же самое и фантастика, она уже не продаётся.
А не продаётся она, потому что не востребована, потому что не читают.

Edited at 2019-05-15 23:28 (UTC)
15-май-2019 03:00 am
В детстве, в клубе любителей фантастики, читал книгу Гуревича (название не помню) про жанры фантастической литературы. В ней была карта «страны фантастики», которая граничила со страной «сказка», приграничные области - это - фэнтези. Также в книге автор подробно разбирал жанр фантастики как способ показать психологию поведения человека. Если герой книги в будущем - это означает, что так будет всегда, независимо от времени, а если события истории развиваются в далёком космосе - это как бы желание автора сказать что так может произойти везде, вне зависимости от расстояния. Это если фантастическая обстановка используется как приём, но есть и фантастика - как тема, например, очень редкая и в советское время, производственная фантастика - описание процесса сотворения чего-то нового и фантастического....
Мы живём во времена когда сказочные технологии становятся частью нашей повседневной жизни - превращения человека в лягушку - генная инженерия, «сим-сим откройся!» - голосовая разблокировка дверей, яблочко на тарелочке - телевизор... плащ-невидимка... Кощей Бессмертный (потому что нерожденный, а сотворённый - не умирают те кто не был рождён ) - показан в фильмах Терминатор... А противостояние достижений технического прогресса космического масштаба и Человека как Рыцаря Духа, обладающего невидимой духовной силой - показана в Звездных Войнах. В советское время предполагали что техника освободит человека, станет помощником, а не заставит людей конкурировать с агрегатами, став придатком машин. Да, люди устали от перемен, от бешеного темпа жизни, от конкуренции- борьбы за место под солнцем- от социального дарвинизма... это переутомление везде чувствуется - психика человека не выдерживает - в итоге, у одних - запрос на стабильность... желание тихо полежать в полуобмороке на обочине истории, а другие этим пользуются чтобы сохранить своё положение- так всё погружается в Матрицу - одни спят, другие бдят чтобы первые не проснулись...
15-май-2019 10:32 am
Согласен, что будущее представляется страшным и неопределенным, поэтому сознание масс ищет успокоения в магической "реальности". Рекомендую всем отечественное "фэнтэзи" на тему революции 1905-1907 года и русской народной религиозности Пимена Карпова "Пламень". Очень сильная и неожиданная вещь...
15-май-2019 11:57 am
Не думаю, что именно люди ищут - скорее, им предлагают в привлекательной обертке. Ведь это очень выгодно для управления: внедрить в сознание социальные нормы феодального общества. И вместо того, чтобы бороться за свои постоянно урезаемые права, человек ждет, когда прилетит дракон и проч. Ну и сословные нормы подчинения впитываются как нормальные, много еще чего.
15-май-2019 10:57 pm
Выскажусь тоже здесь, потому что оказывается, неожиданно для себя, я перечитал этой фэнтези целую кучу по совету добрых людей.
По поводу фантастики и фэнтези высказывался Переслегин и его мнение довольно непротиворечивое:
Нет запроса на фантастику но есть на фэнтези, таково общество на сегодняшний день.
Я для себя определил, как вариант, что фантастика это жанр для создателей мысленного будущего, чтобы их вдруг не посчитали за ненормальных.
Игра Престолов вообще не понимаю что это такое - или это компьютерная игра, или это сериал, или это фэнтези - мне все равно! Я конечно могу начать читать этот сериал, если он мне вдруг понравится, но сильно популярные, разрекламированные вещи я почему-то обхожу стороной, может быть напрасно.
И фантастика - это в основном не только технические вещи - это человеческие отношения с обществом, межличностные, с машинами, с природой и так далее.
Фэнтези это уже совершенно другой жанр.
Вот те самые рыцарские походы - полу-рыцарские -демоны и магия, колдовство и практические чудеса - все эти фэнтези, но это всё - рыцарские побрякушки с тех дальних средневековых времен, реального нашего времени, переложенные в данном жанре фэнтези, наиболее для него подходящем, почему-то так стало.
Я перечитал всего Глена Кука по наущению нашего автора и нисколько об этом не жалею.
Наверное есть и другие специалисты, каждый в своем жанре, 100% есть, я их встречал, и я понимаю увлечения этими авторами других людей. Здесь может сказываться и созвучие характеров автора и читающего, и даже неважна Тема и смысл, сколько важен сам характер произведения.
А по поводу настоящей технической фантастики, то - то что было в Советское время - что на Западе, что в Советском Союзе - сегодня лучше всего обратиться к прогнозистам. Именно они его рисуют более-менее правдиво, отчётливо и с надлежащей перспективой взгляда в глубь времен!

Edited at 2019-05-15 23:15 (UTC)
16-май-2019 07:37 am
"невозможность проектирования будущего в магическом мире. Он всегда стационарен и всегда цикличен".

Кирилл Еськов. Последний кольценосец. Глава 16.
Мы проиграли самую главную битву в истории Арды - магия Белого Совета и эльфов одолела магию назгулов, - и теперь ростки разума и прогресса, лишенные нашей защиты, будут беспощадно выполоты по всему Средиземью. Магические силы перестроят этот Мир по своему вкусу, и отныне в нем не будет места технологическим цивилизациям, подобным мордорской. Трехмерная спираль Истории утеряет вертикальную составляющую и опадет в замкнутый цикл: минуют века и тысячелетия, но меняться будут лишь имена королей да названия выигранных ими битв. А люди... люди навсегда останутся жалкими, ущербными существами, не смеющими поднять глаза на владык Мира - эльфов: это ведь только в меняющемся мире смертный способен обратить свое проклятие в благословение и, совершенствуясь в череде поколений, превзойти бессмертных... Пройдут два-три десятилетия, и эльфы обратят Средиземье в подстриженный и ухоженный газон, а людей - в забавных ручных зверушек; они отнимут у человека сущий пустяк - право на Акт творения, а взамен даруют ему бездну простых и незатейливых радостей... Впрочем, уверяю вас, Халаддин, -- огромное большинство совершит этот обмен безо всякого сожаления. [...]Собственно, и эльфы - не враги в обычном смысле; можно ли назвать человека врагом оленя? Ну, охотится на него - экая важность, так ведь и охраняет в
королевских лесах: опять же - воспевает грациозную мощь старого рогача, млеет от бархатных глаз оленухи, кормит с ладони осиротевшего олененка... Так что нынешняя жестокость эльфов - штука временная, в некотором смысле -- вынужденная. Когда Мир придет к неизменному состоянию, они наверняка станут действовать мягче; в конце концов, способность к Акту творения – это бесспорное отклонение от нормы, и таких людей можно будет лечить, а не убивать - как нынче. Да и незачем будет бессмертным мараться самим - найдутся свои, местные... Уже сейчас находятся... И, кстати сказать, тот, эльфийский, Мир будет по-своему неплох: застойный пруд, конечно же, эстетически проигрывает ручью, но ведь цветущие на его поверхности кувшинки поистине восхитительны...
This page was loaded окт 21 2019, 7:07 am GMT.