Позиция Трампа известна и очевидна: дефицит торгового баланса с Китаем достигает астрономических сумм: по торговле товарами он в прошлом году составил более 400 млрд долларов. Всего же дефицит торговли товарами в США составляет более триллиона долларов. Это несколько сглаживается профицитом торговли услугами - но составляет порядка 200 миллиардов, но в целом ситуация для США, безусловно, тяжелая.
Переговоры с Китаем идут, но принципиальная позиция Китая остается прежней - он не намерен отказываться от протекционистской политики в отношении своих производителей, а значит, на системном уровне решить проблему торгового баланса не получается. Сторонник политики жестких переговоров Трамп ввел в уравнение новую переменную - повышение пошлин, что может вынудить китайских производителей снижать объемы поставок. Правда, в прошлый раз это не помогло: предыдущее повышение пошлин не привело к сокращению китайского экспорта в США, напротив - он увеличился в 2018 году. Так что пока речь идет скорее о выстраивании новой переговорной позиции, чем об окончательном решении начать торговую войну, но всё зависит от того, какое решение примет в ответ Китай. И примет ли вообще. В прошлый раз китайцы ответили несимметрично: ввели пошлины, но на существенно меньшую сумму.
Решение Трампа имеет и еще одну сторону: прямо сейчас США довольно жестко "уламывают" Европу по тому же поводу: с Европой у Америки меньший (почти втрое, чем с Китаем), но все же очень приличный по объемам дефицит торгового баланса. Европейцы точно так же с трудом поддаются на требования Трампа о допуске американских товаров на европейский рынок, так как это будет ломать устоявшиеся схемы торговли. Реализация угрозы в отношении Китая должна продемонстрировать европейцам, что с ними церемониться также не станут.
Россию это все касается и даже очень, так как Штаты нацелены на европейский рынок энергоносителей, и Кремль в списке первый, кого "Трампнаш" намерен подвинуть с него. В США переизбыток газа, но войти на европейский рынок обычным путем с помощью рыночных методов крайне проблематично. Значит, в ход идут нерыночные. Задача американцев очевидна: создать неприемлемые для Европы риски на маршрутах транзита российского газа и вынудить Европу создать максимально благоприятные условия для американского газа. В 18 году дефицит торговли с Евросоюзом вырос для США и составляет уже почти 170 млрд, и естественно, что массированная поставка недешевого американского газа может существенно улучшить ситуацию для Америки.