Дело в том, что в стране, в которой практически нет социальных лифтов, активно формируется кастово-сословная система, где строго ранжированные возможности имеют только отпрыски захвативших власть в стране воров и уголовников, телевидение создало виртуальные квази-лифты, каждый со своей легендой. Суть каждой легенды в том, что обычный человек тоже что-то может. "Поле чудес" - угадай слово и получишь приз. Если повезет - то крупный. Ответь на десять вопросов - станешь миллионером в соответствующем шоу. Попади на остров и выживи, стань последним героем, задай заковыристый вопрос "знатокам" и получи своё.
Аналогичная ситуация и в сфере "селебрити": это вообще специфическая область, все эти певцы-актеры. Туда рвутся с утроенной силой, так как мечта стать кумиром толпы - штука бессознательная, и чем ниже у человека порог критического отношения к себе, тем он менее адекватно относится к своим талантам. При этом сами кумиры зачастую ничего из себя и не представляют - за них играют их роли, с которыми их ассоциируют.
Созданные квази-социальные лифты крайне востребованы в России, так как другого способа выдвинуться и тем более изменить свой социальный статус (хотя бы на время) в стране все меньше. Строящийся лихорадочными темпами нео-феодализм делит людей на сословия, вырваться за рамки которых практически невозможно. Поэтому иллюзия равных возможностей так нужна: как власти, так и населению. Первые заинтересованы в спуске пара и поводке, вторые - в уходе от реальности.
Именно поэтому так тяжело воспринимаются даже намеки на фальсификацию в этих иллюзорных конкурсах и шоу. Недавний скандал с шоу "Кто хочет стать миллионером", где известный "знаток" за откат якобы сумел правильно ответить на большинство вопросов. Теперь вот детский "Голос", где (как аккуратно было заявлено) имелись признаки "аномального" голосования в пользу ребенка известной певицы из семьи крайне состоятельного человека.
На самом деле выявить "аномальные" голосования несложно. Чисто статистические методы давно показывают, что все без исключения выборы в России проходят "аномально" - с грубейшими подтасовками и фальсификациями, кардинально меняющими реальный результат голосования. Что совершенно небезобидно, кстати - Единая Россия, победив на последних выборах, получила конституционное большинство, а в период подготовки к "трансферту" власти, где могут потребоваться изменения в конституции для узурпации власти Путиным, это крайне важно. Буквально на следующий после "выборов" день математические модели голосования показали, что в пользу ЕР были приписаны существенные цифры, полностью меняющие реальную картину.
Однако с выборами и их подтасовками вопрос отдельный - народ осознает, что на выборах изменить существующий режим невозможно. Его настолько жестко отстраняют от власти и управления страной, что чувство безнадежности не дает возможности протестовать. Власть в сознании людей остается сакральной и уделом избранных. Хотя последние выборы губернаторов осенью прошлого года показали, что и здесь настроения начинают меняться.
Но с "Голосом" ситуация иная - здесь нагло и без малейшей рефлексии организаторы просто и очень по-варварски разрушили созданную легенду равных возможностей, что само по себе очень болезненно. Людям на ровном месте создали абстинентный синдром, рывком выведя их из наркотического состояния. Чем-то это похоже на дефицит табака в конце 80-начале 90 годов, когда миллионы человек внезапно были введены в состояние недобровольного отказа от курения. Что вызвало крайне жесткую реакцию вплоть до локальных "табачных бунтов" с перекрытиями дорог и магистралей. Прощание с наркотическим опьянением - штука крайне болезненная. Особенно, если оно принудительное.
Поэтому и такая реакция на детский "Голос". Случай локальный, но в ситуации, когда система держится на честном слове, никто уже не может сказать, что станет причиной ее обрушения - техногенная катастрофа, региональный мусорный бунт или такой вот скандал вокруг какого-то раскрученного шоу. Арабская весна вообще началась с единичного и банального самоубийства неудачника, доведенного до отчаяния своим безнадежным положением. Один-единственный тунисец Буазизи столкнул огромный регион в катастрофу, став последней песчинкой в нависшей над ним лавине из песка ненависти.