Цена неграмотного решения. Режим, не сумев внутри себя решить вопрос замены умирающего диктатора, крайне легкомысленно решил взять тайм-аут и продлить консультации между группировками во власти, а на время консультаций оставить находящегося в коме президента. Народ не оценил это решение и добился того, чтобы оно было отменено. Но отыграть назад уже невозможно - люди, одержав победу в локальном, хотя и важном, вопросе, начинают требовать решения более системных проблем. Режим серьезно ошибся, сдав назад - нужно было либо заранее просчитывать взрыв недовольства и вообще не устраивать цирк с воскрешением Бутефлики из комы, либо идти до конца, демонстрируя твердость. Прыжки и шараханья привели к предсказуемому результату.
Теперь режим должен провернуть фарш назад, а это очень непросто. Проблема в том, что если это не сделать, можно упустить контроль, и события пойдут по совершенно непредсказуемой траектории. При этом базовая проблема, которая и вызвала необходимость тащить полутруп на новый срок, никуда не делась. Любая автократия носит персоналистский характер, на личность автократа завязаны внутриэлитные балансы, и любое новое лицо на этом месте вызывает просто тектонические сдвиги в правящих кликах. Алжир сумел пройти через Арабскую весну без потерь именно потому, что власть удержала внутри себя единство. Неорганизованный народ имеет крайне мало шансов против структурированной элиты, обладающей неограниченным по сравнению с народом государственным ресурсом. По сути, все удавшиеся революции в арабских странах и коллапс государств, где революции победить не смогли (в той же Сирии) стали возможными только благодаря расколу в элите, часть которой попыталась воспользоваться волнениями и протестами для решительной попытки одним махом решить проблему конкурентов.
Крайне показательными в этом смысле были Египет и Ливия. В Египте высшая знать сумела, пустив на время к власти братьев-мусульман, выкорчевать их руками из власти клан Мубарака, после чего без особого труда убрала "братьев" и вернулась обратно, но уже в трансформированном виде. В Ливии ситуация оказалась существенно сложнее, так как "старая" элита, победив в итоге Каддафи, не сумела выработать формулу согласия с "новой" порослью, возникшей в ходе короткой, но вполне ожесточенной гражданской войны, что привело к нынешнему разобранному положению страны. Примерно похоже произошло в Йемене - в общем, везде главным возмущающим и одновременно организующим фактором выступила часть элиты. В Алжире было не так, поэтому Весну он прошел на удивление спокойно, тем более, что предыдущий относительно недавний гражданский конфликт существенно сбросил социальную температуру, которой не хватило, чтобы включиться в региональные события.
Сейчас всё не так: и температура возросла, и единство правящей клики, по всей видимости, близко к исчерпанию. И вот теперь глупая, но в то же время крайне опасная ошибка. Вынужденная она или нет - пока неясно, и ясно это будет нескоро.