Другой вопрос, что истцом выступила прокуратура республики, то есть орган власти. Поводом стало отключение газа у многодетной семьи, у которой не было средств оплатить всю накопленную задолженность - в том числе и превышающую 3-летний срок. По этому поводу мэр Грозного уволил всех глав районов, которые вели "слабую работу" по проблеме накопленной задолженности. В итоге региональная прокуратура решила проблему в целом - потребовав закрыть вопрос с безнадежными долгами свыше 3 лет для всех жителей республики.
Здесь появляются вопросы уже к другим региональным прокурорам, которые тоже имеют все основания требовать от судов списания безнадежных задолженностей так же - оптом, для всех жителей своих регионов. В определенном смысле такого рода мероприятия (кстати, вполне законные) действительно, могут стать некоторым буфером, снижающим социальную напряженность. Но власть совершенно не заинтересована в том, чтобы снижать долговую нагрузку на население, скорее - наоборот. Поэтому действия властей Чечни и выглядят инопланетными - вдруг власть решила побеспокоиться и защитить интересы населения. Пусть даже в очень узком диапазоне и конкретном вопросе. Абсолютно немыслимая установка для современной России.
На самом деле, конечно, проблема совершенно в ином: нищета населения по всей стране запредельна, оно вынуждено искать варианты и сценарии выживания в условиях постоянного дефицита средств. Приходится решать, на чем именно экономить: на коммунальных платежах, на еде, здоровье или элементарных необходимых покупках - одежда, обувь, минимальный текущий ремонт.
Каждый решает эту проблему по-своему. Кто-то исправно платит коммуналку, но вынужденно переходит на дешевые и некачественные продукты, убивая при этом свое здоровье. Кто-то экономит на коммунальных платежах. Кто-то - на одежде. Однако любой долг имеет тенденцию к накоплению - подрывая свое здоровье, человек в конце концов все равно будет вынужден им заниматься, создавая долги в чем-то другом. Это заколдованный круг, в который загнано большинство населения. Выход из него очевиден - повышение доходов при жестком ограничении запредельной монополизации экономики, которая ведет к беспощадному и постоянному повышению цен, сжирающему любое повышение дохода, даже если оно по недосмотру власти и происходит. Однако по понятным причинам такая стратегия будет урезать ренту правящего сословия, которое на это никогда не пойдет. Именно поэтому тотальная нищета будет в России всегда при нынешнем режиме. Нынешний режим тождественнен обнищанию народа России. Голосуя за Путина - ты голосуешь за нищету. Пока эта простая причинно-следственная цепочка не легла в общественное сознание, ситуация будет повторяться бесконечно.
Для Чечни ситуация выглядит абсолютно той же - власти Чечни существуют в рамках той же системы, что и вся страна. За одним небольшим дополнительным фактором: Чечня имеет возможность (сугубо политическую) на дополнительные (и немалые) взносы из федерального бюджета - по сути, дань за победу в войне. То, что обе войны в конечном итоге были с треском проиграны Москвой, видимо, уже нет смысла как-то прикрывать. Путин лишь помог одной клановой группировке в борьбе против другой, а внешнее проявление лояльности никак не отменяет того факта, что Чечня является особой территорией России и является ли она вообще территорией России - это, конечно, тоже вопрос. Именно поэтому Кадыров более свободен в маневре, и имеет возможность действовать без оглядки на могущественных друзей и ставленников Путина, которым никто не смеет перечить в других регионах. Конечно, есть пределы и его вольностям, но он достаточно умен, чтобы не переходить их.
Именно поэтому чеченская прокуратура может позволить себе (абсолютно законно) ущемлять интересы Газпрома, сбрасывая на него накопленные долги и проблемы. Естественно, что Газпром от этого не обеднеет, так как имеет все возможности для того, чтобы переложить убытки на население всей остальной России. В конце концов, оплачиваем же мы две войны, которые он ведет, и ничего. 9 миллиардов - это так, мелочь на их фоне.