По всей видимости, речь, действительно, идет совершенно не о мелком пограничном инциденте, который положено комментировать чиновникам ранга министра, не более. То, что в телевизоре несут очередную ахинею для населения обеих стран, не играет ни малейшей роли - у пропаганды работа такая - нести пургу. Для людей, принимающих решения, подоплека произошедшего понятна, и она выглядит достаточно серьезной, чтобы напрячь первых лиц. При этом уже высказались и иностранные государства, причем все без исключения поддержали Украину. Нейтральное по форме высказывание Трампа "за мир во всем мире" было сделано тоже с явным неудовольствием в российский адрес. Волей-неволей, придется огрызаться на самом высоком уровне.
Порошенко не удалось ввести военное положение на всей территории Украины, оно введено по всему периметру границы с Россией и Черным морем. Пока на этом всё, однако возможно и дальнейшее проектное обострение - у Украины еще есть немного плавсредств, чтобы повторить попытку прорыва по воскресному сценарию, но в этот раз её армия может получить приказ на ответ. Тогда градус конфликта выйдет уже на горячий уровень. Как раз "двадцатка" - очень удобное время, чтобы Украина потеснила все намеченные вопросы и вынесла свой на первый план. Киев вынужден идти ва-банк: времени остается мало, судьба транзитного договора выглядит пока довольно нерадужной - Украину отчетливо оттесняют от потоков газа, оставляя не так уж и много. Да, строительство "Потоков" должно было вообще отрезать Украину от этих объемов, и то, что транзитный договор придется перезаключать - серьезное поражение Кремля. Однако это приятно, но мало - Украина остро нуждается в притоке валюты, и сложное положение вынуждает ее обострять игру.
В войне за транспортировку газа конечный итог борьбы Кремля и Киева уже сейчас можно оценить как "луз-луз": проигрывают оба. Вопрос - кто проиграет больше и фатальнее. Для Кремля абсолютно неприемлема переброска газа по Украине, которая является полностью подконтрольной США. В этом случае Штаты получают контроль над критически важными объемами российского газа, поставляемыми в Европу. В свете того, что США намерены сами проводить экспансию на европейский рынок, а также подпираемый альтернативными маршрутами поставки вроде системы Южного газового коридора ЕС, Газпром просто вынужден маневрировать в ухудшающихся внешних условиях. В этом смысле минимизация газового транзита через Украину - критически важная задача, способная влиять на устойчивость всего режима Путина в целом.
У Киева противоположная задача - перехватить максимальные объемы газа в свою ГТС, так как источников поступления валюты уже мало, настолько мало, что Украина без внешней помощи становится банкротом. Уже поэтому вопрос об объемах газа для Киева становится абсолютно критическим.
Отсюда и нарастающий уровень обострения. На таком фоне война или, скорее, короткий, но ожесточенный пограничный конфликт перестают быть неприемлемыми, особенно в ситуации цейтнота. Времени очень мало. Поэтому Порошенко вынужден обострять и пытаться манипулировать Западом, чтобы тот высказался более четко в поддержку Украины. Порошенко нужно создать неприемлемую угрозу для Путина, и варианты на самом деле у него есть. В конце концов, создали же сирийские боевики такую угрозу коалиции Кремля, Асада и Ирана, после которой карательная экспедиция в Идлиб была отменена. Чем Порошенко хуже боевиков?
Ставки постепенно повышаются - и у Украины, и у России путей отхода слишком мало. Устраивающее одного из них решение абсолютно неприемлемо для другого. Поэтому неизбежен компромисс, невыгодный всем участникам этих событий. Вопрос только в степени этой невыгодности. За неё и идет борьба.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/oglashenie-pozicii-5bfd2a5e4bba00210930c228?from=editor