Газовая война в Европе продолжается, основным вопросом является не просто передел европейского газового рынка, а достижение договоренностей в отношении механизма квотирования доли стран-производителей на этом рынке. В условиях переизбытка газа неизбежно возникает вопрос строительства "газового ОПЕК" (либо какого-то иного механизма согласований - административного или административно-рыночного), против чего, безусловно, выступают те страны, которые являются традиционными поставщиками газа на европейский рынок. Он уже поделен между ними, и любой передел будет происходить исключительно за их счет. Естественно, что имеющая наибольшую долю Россия в таком случае будет вынуждена потесниться больше всех.
Прямо сейчас нынешнему положению вещей мало что мешает. Основная проблема СПГ - бум в отрасли привел к дефициту объемов перевозки. 2018 год станет рекордным по количеству и тоннажу вводимых в строй газовых танкеров, но этого всё равно недостаточно: цена на фрахт неумолимо ползет вверх и по прогнозам вырастет еще в полтора раза. Выдающийся газовый эксперт галактического масштаба Алексей Миллер гипнотизировал себя, что сланцевый газ - это миф и пирамида, но проблема оказалась совершенно в ином - газа хоть завались, есть сложности с объемами его поставки. При этом не стоит даже говорить, что могущественная океанская держава Россия не производит газовые танкеры, а заказывает их в Южной Корее, становясь в очередь на общих основаниях. Российская верфь "Звезда" может выдать первый танкер-газовоз не ранее 22 года. А может, и позже. А может, и там просверлят что-нибудь не в том месте или забьют кувалдой датчик вверх ногами - дело для нынешней России обычное. Уже поэтому проснувшиеся российские газовые менеджеры существенно припозднились с отечественной программой СПГ, опоздав примерно лет на 10.
Тем не менее, к моменту ввода в промышленную эксплуатацию отгрузочных терминалов на Восточном побережье США (примерно 20-21 год) дефицит объемов танкерного флота будет сокращен, и к этому моменту встанет в полный рост проблема окончательного передела газового рынка Европы. Именно поэтому газовые вопросы столь остры и болезненны - нет времени на раскачку.
Конечно, речь не идет о полном выдавливании России (равно как и иных производителей газа) с европейского рынка, однако более важным становится создание механизма квот, позволяющего решать вопросы поставок газа согласованно между всеми, без мордобоя. США в духе классических агрессивных переговоров сейчас столбят исходные позиции перед окончательным заседанием, не гнушаясь ни давлением, ни шантажом, ни маленькими вооруженными конфликтами.
Нужно понимать, что "газовый ОПЕК" (или любой иной механизм выработки решений) будет существенно отличаться от "нефтяного". Хотя США вряд ли примут в нем участие, предпочитая, как обычно, не связывать себя никакими обязательствами. Первый вопрос, который встанет в повестку - выработка нового механима ценообразования, так как два разных способа транспортировки - по трубе и в сжиженном состоянии - существенно отличаются между собой по зависимости себестоимости транспортировки от расстояния. Труба выгоднее СПГ при расстоянии переброски газа примерно до 1,8-2 тысяч миль, а вот для больших расстояний транспортировка сжиженного газа становится более дешёвой. Тем не менее российские газовые месторождения примерно в полтора раза ближе терминалов США, если отсчитывать расстояние от европейских потребителей (Германии в первую очередь), поэтому американцы будут и здесь пытаться решить вопрос в свою пользу - но это, конечно, в будущем. Пока Трамп занят продавливанием (в максимально агрессивной манере) интересов американского бизнеса, а потому предсказуемо похвально отозвался о намерении Меркель.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/germanskaia-podderjka-5bced69c0c9b0500a944caf9?from=editor