первая часть
вторая часть)
Собственно говоря, уяснив для себя реальные цели интервенции России в Сирию, можно на этом и закрывать тему промежуточных итогов идущей войны. Цель не достигнута - Турецкий поток пока остается ровно в том же положении, что и до войны. Мало того: Газпром уже признал поражение, отдав на утилизацию трубы двух ниток Турецкого потока. Сейчас решается вопрос с третьей транзитной трубой - причем несмотря на натужную бодрость заявлений, ясности по ней нет. Нет согласования, нет точек входа-выхода, нет ничего, кроме построенного морского участка, который неясно, куда теперь вести дальше. И будут ли его вообще куда-то вести. Единственная ясность - с трубой для внутреннего турецкого рынка, но здесь вопросов как раз нет: турки вполне разумно рассудили - вы там, ребята, бодайтесь с Украиной хоть до морковкиного заговенья, но наш газ выньте и положьте.
На данный момент ясно только одно: эта война по своим целям полностью проиграна. Теперь вопрос заключается лишь в том, как прикрыть позор поражения не только для внутреннего потребителя (эти все стерпят и проглотят, не впервой), но главное - для внешнего. Путин за двадцать лет своего пребывания у власти превратил в своих врагов практически весь мир, а для кого он врагом не является, тот его просто старается обойти стороной, брезгуя столь сомнительным знакомством. Будучи врагом и мировым изгоем, демонстрировать при этом еще и слабость и импотенцию - это создавать неприемлемые риски для своего выживания. Поэтому мы видим весь набор стандартных приемов банального босяка - крики "Держите меня семеро", имитация психической неуравновешенности, бесконечное вранье по любому поводу, невнятные угрозы и перемещения какой-то техники, людей, оружия - для того, чтобы перетереть по понятиям очередную мелкую тему. Поведение предельно несолидное, убогое - но тут уж ничего не попишешь: генезис современной российской власти - это именно босяцкая подворотня. Мелкое жульничество и обворовывание блокадников в девяностые сменили масштаб, но по сути остались тем же самым. А какие из жуликов политики и тем более государственные деятели? Тут вопрос, скорее, для психологов и психотерапевтов, особенно в свете очевидных комплексов "маленького человека" у наших высших руководителей.
Но мы о войне. Обсуждать ее ход и течение нет ни малейшего смысла - военная часть интервенции была провалена еще в 2015 году, когда столкнувшись с жестким отпором Турции, ясно давшей понять, что она не пропустит Путина (и его прокси - Асада) к сирийско-турецкой границе даже под угрозой прямого военного столкновения, Путин сдал назад. Туркам хватило одного сбитого самолета и немного времени, чтобы понять - Путин сдулся и не пойдет на риск военного конфликта. Эрдоган поступил в этой ситуации предельно грамотно, не став играть в гибридную войну с Путиным, а сразу подняв ставки до прямого столкновения. Риск, безусловно, наличествовал, но не слишком большой, скажем прямо: то, что Сирия - это ловушка, предупреждали еще советские маршалы, а у них в одном погоне интеллекта и опыта было больше, чем у всей сегодняшней военно-политической камарильи пигмеев и карликов.
Поставив непреодолимый барьер на пути к границе, Эрдоган мог заниматься текущими делами - сдувшийся Путин уже не представлял ни малейшей угрозы, и кто-кто, а Эрдоган прекрасно понимал, что Путин нуждается в нем гораздо больше, чем он - в Путине. Поэтому и извиняться за сбитый самолет Эрдоган не стал, а Кремль был настолько заинтересован в возобновлении отношений, что теряя лицо, назвал Эрдогана партнером и другом после ничего не значащих в данной ситуации ритуальных слов в адрес родных погибших российских военных. Извинений России и Путину Эрдоган приносить не стал - невелика птица, перебьется.
Ровна та же логика прослеживается и в двух других эпизодах: когда Эрдоган хладнокровно разменял с Ираном Алеппо на молчаливое согласие с его собственной интервенцией на север Сирии (что Кремль, бесконечно повторявший о своем эксклюзивном законном праве находиться в Сирии, принял и утёрся), и второй раз - с Идлибом, где точно так же с помощью коллег и партнеров по коалиции сорвал карательную операцию Асада и Кремля в провинции, вынудив Путина пойти на совершенно невыгодное ему соглашение по зоне деэскалации "Идлиб". Почему невыгодное? Да потому, что у Путина просто нет столько наземных сил, чтобы взять под контроль периметр провинции, а потому контролировать его будут те же самые турецкие аскеры.
Суть осталась прежней - ни при каких обстоятельствах Путина не пустят на север Сирии к турецкой границе. Все остальное - да делай, что хочешь. Только под ногами не путайся.
Естественно, война в Сирии - процесс, в котором задействованы многие внешние силы и игроки, и Путин среди них точно не главный. Будучи абсолютно объектным персонажем текущего процесса, Путин был использован практически всеми внешними игроками, причем использован цинично с максимальной отдачей. Цели и действия каждого внешнего игрока - отдельная тема, но мы сейчас об итогах российской интервенции. И они выглядят плачевно - как по военным результатам, так и (тем более) по политическим.
Путинская торсида обсуждает проценты владения территорией, пуски Калибров, ввод-вывод самолетов, систем ПВО, локальные события (кстати, иногда приближающиеся к довольно опасной черте), но за деревьями, как известно, не видно леса. Главный вопрос - о смысле ввода российских войск, и он (смысл) утрачен полностью, и давно.
Классический стиль Путина - принимать запоздалые решения, когда проблема стала совершенно неразрешимой, в полной мере проявился и в его сирийской авантюре. Впрочем, если учитывать, что сирийская война стала примерно таким же по качеству решением, что и Крым, Минское "перемирие" и десятки других, относящихся к внутренней и внешней политике, но столь же провальных, то по всей видимости, пришлось бы удивиться, если бы война в Сирии стала чем-то успешным и удачным: этот человек неспособен на прорывные и выигрышные решения. Где Путин - там всегда поражение. Сирийская авантюра в этом плане ничем не отличается. После того, как режим исчезнет, российский народ приступит к решению тяжелой и крайне болезненной во всех отношениях задачи - преодолению последствий правления мафии, вытаскивания страны из того болота, в которое она её завела.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/tri-goda-voiny-3-5bafc103a94f3f00aee2b674?from=editor