?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Три года войны (2) 
29-сент-2018 03:59 pm
(начало здесь)

Топология советской газотранспортной системы (ГТС) была спроектирована под нужды советской экономики и в интересах общего экономического пространства СЭВ. Экспорт газа в Западную Европу стал побочной, хотя и важной политико-экономической задачей: к 70 годам советская экономика находилась на пороге научно-технической революции (или как это сейчас более привычно - системно готовилась к переходу в пятый технологический уклад). Общий рынок соцлагеря - СЭВ - с запасом удовлетворял потребностям четвертого уклада, но для перехода к пятому требовались новые рынки сбыта, и логика поставки газа на Запад вполне укладывалась в задачу расширения социалистического рынка с целью минимально проблемного прохождения стадии перехода. Сам переход сродни фазовому: затраты ресурсов на этом этапе лишь готовят переход к новой фазе, но при этом ее преимущества отложены во времени в будущее. СССР в итоге так и не сумел пройти этот непростой этап, распавшись "по дороге".

Советская ГТС опиралась на три основных источника природного газа - Север, Западную Сибирь и Среднюю Азию.

yrm-energy-of-nature-01

География ГТС учитывала как источники, так и потребителей природного газа, поэтому были сформированы по вполне объективным показателям два основных "коридора" - северный и южный. В таком виде она досталась в наследство бывшим "братским" республикам и в силу стремительной деиндустриализации основных промышленных районов России и Украины газ стал в основном экспортироваться на Запад, став в итоге рентным ресурсом уголовной мафии, захватившей власть в наших странах.



Задача обхода Украины, которая встала перед путинской кликой, развалившей всю национальную политику на постсоветском пространстве, технически также требовала создания двух основных коридоров транзита газа - северного и южного. Ориентироваться только на один обходной маршрут - северный - было невозможно. Строительство "перемычки", по которой можно было бы перебросить среднеазиатский газ на север, "тянуло" за собой полную перестройку всей газотранспортной артерии на севере, так как ее пропускная способность не выдерживала такой нагрузки. Кроме того, по южному транзитному участку украинского маршрута были "запитаны" через Трансбалканский газопровод страны Южной и Восточной Европы - Болгария, Румыния, Молдавия плюс Турция.

Возникла конструкция из двух Потоков - Северного-2 и Южного, которые должны были вобрать в себя объемы украинского транзита. Проблема сразу же возникла на юге: страны Восточной Европы (так называемые "молодые европейцы") были намертво привязаны к Соединенным Штатам, и уже поэтому было крайне наивно предполагать, что США, перехватив украинский транзит, будут равнодушно смотреть на путинские упражнения по его обходу. С Германией ситуация была не в пример проще - с потрохами был куплен лидер одной из ключевых партий Германии и её экс-канцлер Шрёдер, которому дали в кормление крайне лакомый пост в российском газовом хозяйстве. Кроме того, Германия не только потребляла российский газ, но и с выгодой для себя перепродавала его дальше в Европу. Именно поэтому сугубо шкурные интересы влиятельных германских политиков, их партий и бизнес-кругов служили (и пока ещё служат) надежной защитой Газпрома и лично Путина. Другой вопрос, что решить все проблемы обхода Украины чисто технически невозможно только по одному северному маршруту. И поэтому южный обходной коридор был вынужденным и крайне необходимым. И именно по нему США отработали, создав непреодолимую преграду проекту Южного потока через своих ставленников в Болгарии.

К концу 14 года иллюзий на продолжение попыток продвижения Южного потока не осталось, и в обстановке жесточайшего цейтнота было принято решение о переносе маршрута в Турцию. О чем и было заявлено - вначале в ноябре 14, а затем в январе 15. Турцию попытались купить скидкой в 6 процентов на весь поставляемый газ (с перспективой увеличения скидки после окончания строительства Потока), а также дополнительными льготами, включая строительство за российский счет атомной электростанции и передачи Турции прав оператора-продавца российского газа на своей границе. Параметры Турецкого потока соответствовали параметрам Южного и полностью закрывали вопрос о газоснабжении традиционных потребителей на юге Европы и даже создавали  перспективу выхода на новых потребителей.

f821dfbc402a3bab591b184e1bb20

Однако именно здесь возникла проблема, которая носила совершенно объективный характер - Южный газовый коридор ЕС.

140920115859_gas_pipelines_624_russian

Система газопроводов ТАНАП-ТАП-Набукко опирается на месторождения Азербайджана с переспективой подключения к ней иранского и среднеазиатского газа (а при достижении ряда условий к ней может подключится и Катар через территорию Ирана). По сути, Турция была заинтересована не в продвижении российского газа (который на этом маршруте во многом был не российским, а как раз среднеазиатским, поставляемым по коридору "Центральная (Средняя) Азия - Центр"), а наоборот - отъему у России этого газа и перенаправлению его в систему Южного газового коридора ЕС через Каспий или территорию Ирана.

fb8e72407b22ff27cd2155453a11ba03

Фактически Турция встала перед выбором: либо российский "Турецкий поток", и тогда на проекте Южного газового коридора ЕС можно ставить крест по причине явной нехватки газа для него, либо Южный коридор - но без транзитной части "Турецкого потока" с перспективой дальнейшей борьбы за туркменский и казахстанский газ, которые должны наполнить в будущем систему ТАНАП.

2

Противоречие неразрешимое, и выбор Турции в этом случае является стратегическим. Турция выбор сделала: отказ от трех транзитных ниток Турецкого потока в пользу системы ТАНАП произошел практически через три месяца после объявления о строительстве Турецкого потока - в мае 15 года. Идти вразрез своим отношениям с Европой ради путинских 45 миллиардов кубометров Эрдоган не захотел (и откровенно говоря, вообще удивительно, если на это рассчитывали в Москве. Объяснить логику Кремля можно не только кретинизмом принимавших решение о Турецком потоке, но и банальным цейтнотом, который вынудил буквально "на коленке" - как это принято у кремлевских - переверстывать план южного обходного коридора вокруг Украины).

Теперь сложилось неразрешимое противоречие уже для Кремля: отказ от южного обходного маршрута вынуждал его идти на поклон к Киеву и договариваться о продолжении в 20 году транзита через его территорию, причем и тогда, и сейчас известны условия, на которых Киев будет продлевать транзитный договор: минимальный объем, на который он готов согласиться - не менее 50 млрд кубометров. А это полностью меняет вообще все текущие расклады и схемы по переформатированию транзитных поставок в Европу с учетом запуска Северного потока и главное - обнуляет смысл строительства Турецкого потока как такового.

Почему Кремль не хочет транспортировать газ по украинскому маршруту в условиях контроля над ним Соединенных Штатов? Да просто: ровно в тот момент, когда США будут готовы к поставкам своего сжиженного газа в Европу в достаточных объемах (а это произойдет между 21 и 22 годом), украинский транзит ожидает коллапс. Марионетки в Киеве потребуют, к примеру, тройную плату за транзит. Или еще как-то перекроют поставки. Произойдет кризис, который вынудит Европу разрывать договоры с Газпромом и переориентироваться на американский СПГ. Да, номинально он дороже, но в стоимость газа входит также и плата за риски - российский газ в ситуации перманентного кризиса по его доставке будет стоить для Европы суммарно с рисками существенно дороже американского.

eia_lng_sites_3281467b

Gazprom 1 0

219365.b

Такой сценарий уже озвучивали в Америке, да, впрочем, ничего необычного в нем нет: экономическая задача захвата рынка решается через политический кризис. Ничего нового. Учебник геополитики, 2 класс.

Сложилась патовая ситуация, в которой любое решение Кремля в заданных параметрах вело к поражению. Экономическими методами решить задачу было невозможно, политическими - тоже. Оставались только военные. Сложились все условия для войны с Турцией по принуждению её к заявленным в январе 15 года параметрам Турецкого потока: одна нитка в 15 млрд кубометров - на турецкий рынок, замещая газ, поступаемый в Турцию по Трансбалканскому трубопроводу, и три трубы по 15 млрд кубометров - транзит в Европу. Именно принуждение Турции к Турецкому потоку в его исходной версии и стало причиной российской интервенции в Сирию. Вопрос победы или поражения в сирийской войне приобрел конкретные численные параметры: принуждение Турции к трем транзитным трубам - победа, всё остальное - поражение.

(далее следует)

https://zen.yandex.ru/media/el_murid/tri-goda-voiny-2-5baf775978a80a00a969259c?from=editor
Comments 
29-сент-2018 01:13 pm
хороший материал

всё просто и доходчиво
29-сент-2018 03:22 pm - Граф Бондарев - Ми-ми-ми-ми на третий год войны
Исходя из заявления Виктора Бондарева, являющегося председателем комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, отсутствие прикрытия связано с нехваткой боевых самолётов, к тому же, из-за отсутствовавшей опасности со стороны израильских ВВС, сопровождать российский Ил-20 не представлялось необходимым.

«Много идет разговоров о том, почему не было истребителей. Мы в Сирии оставили половину того, что у нас там было. Да, там есть истребители, но на каждый самолет истребитель не поставишь. Во-вторых, у нас есть меморандум, в котором прописано что мы не нападаем друг на друга», - говорится в официальном заявлении.

На фоне этого, у военных специалистов возникли новые вопросы.

«Военный самолёт действует вблизи границ стран входящих в НАТО, но при этом, его не сопровождают боевые самолёты. На сегодняшний день ВКС России обладают сотнями современных машин. В момент израильского удара, на авиабазе «Хмеймим» находилось полтора десятка российских истребителей, однако ни один из них даже не был поднят в воздух, несмотря на тот факт, что израильские удары продолжались в течение 40 минут. Это скорее «пахнет» банальным разгильдяйством, чем отсутствием достаточного количества истребителей. Возможно ВКС прикрывали другие самолёты именно в этот момент? Следует напомнить, что аналогичный инцидент произошёл и с Су-24 у турецкой границы, однако, очевидно, в Совете Федерации по обороне и безопасности забыли подумать об этом», - подчёркивает аналитик Avia.pro.

29-сент-2018 03:50 pm - Re: Граф Бондарев - Ми-ми-ми-ми на третий год войны
Походу, военные справедливо опасались что если поднять в небо истребители - собъют и их...

PS: а что, собственно, эти истребители делать то должны были в данном случае, прыгать на ракету? Уводить её за собой? Сбивать из пушек, как в американских кино?
30-сент-2018 04:39 am - Re: Граф Бондарев - Ми-ми-ми-ми на третий год войны
Своим наличием снизить вероятность появления истребителей партнеров у побережья.
29-сент-2018 04:29 pm - Re: Граф Бондарев - Ми-ми-ми-ми на третий год войны
Это скорее «пахнет» банальным разгильдяйством
Нет. это пахнет надуванием щёк после драки. Очевидно что РФ не то что не противодействует Израилю, а скорее помогает ему. Вся антиизраильская риторика для гоев - пусть порадуются и потешат "бытовой" антисемитизм.
30-сент-2018 04:40 am - Re: Граф Бондарев - Ми-ми-ми-ми на третий год войны
И это тоже.
29-сент-2018 04:09 pm
Турции выгодны оба коридора. Нет никаких внутренних причин по которым Турция могла бы отказаться от реализации двух проектов разом.

Единственный игрок, который мог в это вмешаться - США. Вот и переворот, где Эрдогана едва не свергли в это вписывается. Но после того как кнутом не удалось, Штаты должны были предложить Эрдогану какой-то очень большой и сладкий пряник. Даже сложно представить что это могло быть!

С точки зрения Пантюркизма - труба через Азербайджан в Туркмению это даже не экономический проект, а политический и от него бы Эрдоган не отказался. А Штатам и эта, даже полупустая труба - кость в горле.

29-сент-2018 04:28 pm
Борьба идет за среднеазиатский газ (Туркмения и Казахстан). Он идет в Китай и частично в Россию. В Европу по южному коридору через Украину идет среднеазиатский газ, смешанный с газом Западной Сибири. Турецкий поток опирается в значительной части именно на него.

Проблема в том, что ТАНАП нерентабелен, если будет опираться только на азербайджанский газ. Для ТАНАП нужны дополнительные объемы - иранские и туркменские. В итоге решается вопрос - по какому маршруту пойдет среднеазиатский газ - по маршруту Турецкого потока или по ТАНАП. Это и есть ключевое противоречие, в котором Турция отдает предпочтение (естественно) проекту ТАНАП. Тогда у Турецкого потока нет будущего. Это и есть причина войны.
29-сент-2018 04:44 pm
Да, это понятно. Но у Вас в блоге тема ТС - Turkic Council как то не освещается. А тут оказывается в него уже вошел Узбекистан...

Тихой сапой Эрдоган продвигает свой ТС, который вот вот начнёт колоситься на умирающем проекте ТС Путина.

В этом свете вариант выбора трубы у Эрдогана точно не стоит. Но как мне кажется весь сырбор был либо получить две трубы (объем любой из них можно ограничить законодательно, как сделали с "Северным").

Либо Эрдоган разводил Путина и/или выигрывая время, по просьбе американских Партнеров.
Но переворот говорит за то, что всё-таки Штаты хотели убрать Эрдогана, и очень вероятно, что из-за путинской трубы. ...Конспирология, конечно.

PS А, кстати, ТС и ЕвразЭС - тоже тишина. А ведь это интересная тема. Если у Запада могли быть реальные геополитические игры с Путиным, то как раз на этом фронте. И как мы видим путинские проекты, на которые, похоже, делались большие ставки, разгромлены.
29-сент-2018 04:47 pm
ЕАЭС - попытка собрать рынок хотя бы под 4 уклад. На минимальном пределе, но хоть так. Проблема в том, что такой рынок требует порядка 250-300 миллионов потребителей, что ЕАЭС не вытягивала даже с Украиной. Но минимальный объем такой рынок все-таки позволял обеспечить. Без Украины он теряет смысл, так как его предел - это крепкий третий уклад. Мануфактурное производство, говоря проще. Вот туда мы теперь и идем.
29-сент-2018 04:56 pm
Да, битву за Украину проиграли. Причем этот проигрыш российских стратегов застал врасплох. Они то считали что она у них уже в кармане (при том что никаких усилий кроме подковерных не предпринималось), а тут такой облом.

Вот как раз интересен анализ всей этой ситуации с экономической и геополитической точки зрения.
29-сент-2018 06:30 pm
Мой соавтор по книге про Украину (Алекс Андреев - понятно, псевдоним), думаю, мог бы сделать изумительный анализ на эту тему. Но он находится в сложных обстоятельствах, ему сейчас не до писаний. Увы
29-сент-2018 04:29 pm
> Турции выгодны оба коридора. Нет никаких внутренних причин по которым Турция могла бы отказаться от реализации двух проектов разом.

Строить газопроводы (особенно подводные) — очень дорого. Если строить за счёт Турции, то пришлось бы выбирать что-то одно.

С другой стороны, "Газпром" мог и за свой счёт построить всё.
29-сент-2018 04:49 pm
Никаких сомнений с тем кто бы мог строить трубу нет. Другое дело что Путин при всей своей бесхребетности и уступчивости партнерам, мог жестко обозначить последний рубеж - либо ТП, либо Танап.

Но как я уже выше сказал, для Турции (Эрдогана) Азербайджан и Средняя Азия это политический приоритет. А сам по-себе газ - дело десятое.
30-сент-2018 12:47 am
Свои 5 копеек.
1. Снова звучат разочарованные возгласы - РФ не ответила Израилю за Ил-20. Я так понимаю, это клиника. Несмотря на все вышесказанное по этому поводу.
2. РФ "потеряла" Украину в феврале 14-го. Т.к., до этого, упустила все предыдущие дипломатические методы аннексии. Прибегнув к военному методу, РФ подставилась, а также, был допущен просчет в оценке целей и рисков их достижения.
Все сугубо имхо.
This page was loaded дек 15 2018, 11:10 am GMT.