اليوم الاربعاء ۱ اغسطس:🔥🔥
— خاتم الشمري 🇸🇦 (@khatimalshammar) 1 августа 2018 г.
أغلق المتظاهرون في شابور ، #أصفهان ، الشارع بحرق الإطارات لوقف الهجوم من قبل قوات مكافحة التمرد - تحیه لمعاقل الانتفاضه في المشهد
يهتف الشباب في مظاهراتهم : "خامنئي اخجل و اترك البلاد" #ايران #انتفاضه_الشعب_الإيراني #المقاومة_الايرانية # pic.twitter.com/21ng2F3CID
Причины протестов прежние: тяжелейшее положение населения, связанное с предельно авантюристической политикой властей за рубежом, которая никак не решает (а скорее, усугубляет) внутренние проблемы. Естественно, что протестующие в массе своей не выстраивают столь сложные причинно-следственные связи, они реагируют на свою конкретную ситуацию.
Сама власть Исфахане без сочувствия, но вполне с пониманием относится к происходящему: Тегеран проблемы не решает, в стране все отчетливее пахнет введением диктатуры КСИР с фактическим отстранением гражданских властей от управления. А раз так - то пусть Корпус и разгребает то, что сам и создал.

Иран вошел в коридор, в конце которого глухая бетонная стена. В рамках существующего клерикального проекта развитие страны зашло в тупик. Варианта два - пересмотр железного принципа "велят-е-факих" и мягкое, но тем не менее отстранение духовенства от руководства страной и выработки единственно верного курса. При этом пока речь не идет о демонтаже клерикального государства как такового, однако перебалансировка полномочий между духовной и секулярной властью давно переназрела. Понятно, что если процесс будет затягиваться (а он именно затягивается), то ситуация может рывком через кризис сдвинуться в сторону требований ликвидации клерикальных структур управления вообще. В отсутствие светской оппозиции это неизбежно приведет к хаотизации и деструктивным процессам, угрожающим целостности страны как таковой.
У диктатур именно этот момент является критическим и неизменным. Давя на корню любую оппозицию, власть никак не отодвигает собственное крушение, однако создает предпосылки для жестокого и разрушительного кризиса, который мог быть существенно слабее, существуй в стране сила, способная на начальных этапах взять на себя ответственность. Нас это тоже касается - безустанно охотясь за "пятой колонной" и сажая за репосты, путинский режим просто создает предпосылки для будущей катастрофы, когда он в конце концов отправится, куда ему и положено уйти - на свалку.
КСИР в Иране пытается реализовать второй вариант: как сохранить режим в неизменном виде и в то же самое время устранить (или хотя бы ослабить) существующие внутренние противоречия. Выход классический - через внешнюю экспансию и войну. Проблем Ирана это не решает вообще, но в случае успеха позволит сбросить на какое-то время до относительно безопасного уровня протестные настроения внутри страны. Ну, так, во всяком случае, рассчитывают генералы КСИР. Любое иное объяснение авантюристическим действиям Ирана придумать крайне сложно.
Естественно, что в случае затягивания войны наступает момент, когда старые проблемы еще не разрешены, но к ним добавились новые. Затяжная война - занятие вообще крайне рискованное, она перенапрягает ресурсы страны, перебрасывая их с внутренних задач на задачи продолжения войны. И это в ситуации тяжелейшего их дефицита. Понятно, что внутренняя обстановка в таких условиях идти вразнос - что, в общем-то, мы сейчас в Иране и наблюдаем.
Пока единственное, что держит эту обстановку на относительно локальном уровне - отсутствие организованности в протестах. Внутренней оппозиции в стране нет, внешняя не имеет возможности попасть на место событий. Однако это только вопрос времени.
В Иране есть относительно структурная, хотя и неединая оппозиционная сила светского характера. Наиболее известная - МЕК (Моджахеддин-е-Хальк или ОМИН - организация моджахедов иранского народа). Леваки с трудно верифицируемыми взглядами, хотя скорее, их можно позиционировать как про-европейских социал-демократов. Уже сейчас понятно, что в будущем клерикальный режим будут сносить именно светские силы, точно так же, как для сноса коллаборационистских светских режимов Ближнего Востока в начале нынешнего десятилетия оказались востребованными исламистские проекты разной степени жесткости. Поэтому дальнейшее затягивание с реформой Ирана неизбежно приведет к тому, что светские проекты выйдут на передний план вне зависимости от того, кто станет инициатором демонтажа нынешнего иранского режима. У МЕК в этом смысле наиболее сильные позиции именно в силу существования организационной структуры и относительной, но поддержки их на Западе. Против МЕК играет участие в войне Ирака и Ирана на стороне Саддама Хусейна и террористический бэкграунд, но когда наступит его время, всё это не будет играть существенной роли.
Россия, понятно, снова останется у разбитого корыта, так как никакой внятной работы на иранском направлении у нее просто не существует - ни с правящим режимом, ни с оппозицией. Что, конечно, объяснимо - Россия демонстративно деидеологизированная страна, не имеющая ни собственного проекта развития, ни идеологической базы. Для уголовной мафии всё это пустой звук, она просто не понимает, что это такое. А раз так - то есть только трескучие фразы, за которыми нет ничего. В том числе и внешней политики.
Пока в Иране лишь нарастает внутреннее давление. Скорее всего, оно завершится неуправляемым взрывом, так как у правящей элиты нет желания что-либо менять (в любой иной, чем сегодня ситуации значительная ее часть немедленно маргинализуется и превратится в аутсайдеров), у неклерикальной оппозиции нет возможностей для таких изменений. Однако в момент кризиса, который, как обычно, будет коротким, но крайне ожесточенным, у всех сил, которые сегодня находятся не у дел, появится серьезный шанс. Используют они его или нет - вопрос интересный, но совершенно непредсказуемый.
Вероятность велика, так как Запад (и Штаты, и Европа) устали от вечных проблем с нынешним иранским режимом. По разным причинам, но если в Иране он сменится, да еще и на светский - выгоду получат сразу все. Другой вопрос, что европейцы, США (и Израиль) видят будущий светский Иран серьёзно по-разному, но по главному вопросу в случае кризиса они будут едины.
Нам, повторюсь, здесь не светит ничего в силу полного отсутствия внешней политики как таковой и на иранском направлении в частности. Но здесь уже ничего не поделаешь - внешняя политика всегда продвигает внутренние интересы. Интерес у российской воровской элиты один - вывезти из страны все, что не прибито гвоздями. В рамках такой парадигмы наивно говорить о государственном подходе.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/protesty-v-isfahane-5b62c406a8b73800a96903f4?from=editor