Итог на самом деле понятен: лагерь снесут, но зачистят. Сколько при этом будет убито гражанских - никого, естественно, не беспокоит, поэтому никаких коридоров никому никто и не предоставляет. Действует формула коллег-шиитских карателей при взятии Фаллуджи: все гражданские считаются пособниками террористов, а потому являются законной целью для ударов.
Любопытный момент. Когда ведут речь о том, что Россия, введя свои войска, спасла режим Асада от краха, всегда называют чисто военную составляющую: считают самолеты, закатывают глаза от единичных Т-90 и "Змеев Горынычей", испытывая чуть ли не религиозный экстаз от разрушений, ими создаваемых. В реальности российские военные сделали совершенно другое: внесли организационный элемент в распавшуюся к тому моменту армию Асада (точнее то, что под ней подрузумевается). Война - это борьба оргструктур, ресурсов и технологий. Интегральная сумма этих показателей. Выигрывает тот, кто имеет эту сумму большей, чем у противника.
Чем бандитский полк Мишки Япончика, собранный из одесских урок, отличался от таких же бандитских по составу советских штрафбатов времен Великой Отечественной? Да вот этим - полным отсутствием организационной составляющей. По какому поводу банда Япончика и стала проблемой для красных, бросив фронт и создав кризис на своем участке.
Собственно, российские военные и сделали из бандитских формирований, воюющих за Асада, а после 13 года за него воюют только такие группировки (за исключением буквально нескольких подразделений Республиканской гвардии), практически ничем не отличающиеся от тех, с кем они воюют, что-то вроде штрафбатов. То есть - бандиты и уголовники остались такими же бандитами и уголовниками, но теперь они вынуждены существовать в других условиях, когда любой ценой обязаны выполнить приказ. Или умереть.
Это - главное, что позволило Асаду перемолоть немалую часть противостоящей ему "умеренной оппозиции". Спаслись только те, кто перебежал под крыло системных внешних игроков - Турции и США. С этими Асад воевать не в состоянии даже в нынешнем виде. Но "дикие боевики" постепенно убывают - именно потому, что структура их группировок выглядит менее организованной.
Здесь же кроется очевидная проблема: по сути, всё держится на российском присутствии и помощи. Как только оно прекратится, штрафбат снова станет банальной уголовной бандой, и "оппозиция" снова получит шанс. Мы видели это в Афганистане, когда режим Наджиба рассыпался буквально через два месяца после прекращения помощи с севера. И "Альянс Семи" практически без проблем разгромил превосходящие его ресурсно силы правительства, после чего сам пал жертвой мотивированных и более организованных талибов.
Два с половиной года войны в Сирии заканчиваются практически на том же месте, с которого она началась для России: реальный прирост населенных территорий составил считанные проценты, единственным успехом Асада можно считать ликвидацию огромного количества анклавов "диких боевиков". Правда, взамен возникли другие анклавы: населенные пункты, присоединившиеся к режиму перемирия. Формально на карте эти территории закрашены в цвет, подконтрольной режиму, но по факту режим пермирия означает, что местные жители гарантируют отсутствие на их территории боевиков, взамен режим гарантирует отсутствие своих сил на ней. Перемирие - это фактический нейтралитет, то есть на две тысячи населённных пунктов, присоединившихся к нему, сейчас власть Асада не распространяется. И эту проблему тоже предстоит решать. Как обычно: вводя в эти населенные пункты войска и полицию (а скорее, карателей), ломая сопротивление местного ополчения. Эта проблема проще, так как ополчение - не боевики. Они местные, им некуда уходить, сопротивление будет слабым.
Россия теперь будет вынуждена сохранять свое военное присутствие в Сирии на долгие годы, в противном случае Асад снова вернется в то же состояние, в котором находился в 13-15 годах. При этом единой Сирии уже не будет - ни турки, ни американцы не намерены передавать оккупированные ими территории обратно. Более того - всё явственнее назревает война между арабскими странами и Асадом уже на регулярной основе. Цель войны - прежняя. Создание суннитского государства на территории проживания суннитов Сирии (впоследствии, возможно, встанет вопрос об объединении ее с суннитскими территориями Ирака). Меньшинствам Сирии в такой конструкции передадут небольшие компактные анклавы традиционного проживания, которые перейдут под тот или иной внешний протекторат. Друзы на юге, к примеру, с большим удовольствием передадут свою безопасность Израилю, который вряд ли будет возражать против такой лояльной буферной зоны, отделяющей его от бурлящих суннитских районов.
По всей видимости, зачистка неподконтрольных никому боевиков будет доведена до логического завершения в ближайшие полгода (Ярмук, восточный Каламун, Растан), после чего начнется подготовка к новой фазе войны. Россия же увязла в Сирии, уйти Кремль из нее не в состоянии, но оставаться - за это придется платить. Пропаганда уже начала рассказы о том, что за все заплатит Сирия, нашим компаниям будет предоставлено экслюзивное право на добычу фосфатов и строительство (любопытно, что про нефть уже не говорят - молчаливо признав, что сирийская нефть теперь Асаду не принадлежит), но проблема в том, что Русал уже продемонстрировал, как за неделю можно схлопнуть любой бизнес с российским участием: банальными санкциями, после чего с токсичным партнером никто не рискнет связываться. Строительство же в Сирии будет вестись исключительно на внешние заимствования - и никто, кроме российского бюджета, их не предоставит. Никто при этом даже не скрывает, что это будут невозвратные долги.
Пока же идут бравурные сводки с фронтов. Ура, мы ломим, гнутся шведы. Зритель любит, когда на экране что-то мелькает, брутальные мужчины в камуфляже и всё такое. Подоплека происходящего никого не интересует - это ведь думать нужно.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/iarmuk-5ad9c0e658166999a0739886