el_murid (el_murid) wrote,
el_murid
el_murid

Category:

Новая встреча и новые обстоятельства

Завтра и послезавтра Путин проведет в Турции на переговорах с Эрдоганом. Цель поездки - трехсторонняя встреча Ирана, Турции и России на уровне глав государств.

orig-1522601585793f6d8ee157417b9f555d902cbd2bad

Для России смысл всех этих мероприятий заключается в дележке Сирии в свете переспектив Турецкого потока. Ничего другого в этой встрече обсуждаться не может, особенно если учесть, что война в Сирии для России - это как раз война с Турцией за принуждение ее к транзиту российского газа в Европу и война с США, которые создают препятствия для этого транзита.

Фон у встречи выглядит весьма непростым, и это связано не только со сложностями в вопросе потрошения Сирии договаривающимися сторонами, но и с политикой США в регионе, которая имеет тенденцию к существенному изменению.

Россия вошла в Сирию исключительно с одной целью - защитить проект Турецкого потока в его первоначальном формате - три транзитные трубы в Европу и одна - на внутренний турецкий рынок. Турия благожелательно восприняла идею строительство за счет России "внутренней" трубы, но крайне незаинтересовано - идею транзитной "нагрузки" к этой трубе. Такой "довесок" существенно осложнял турецкие отношения с США и Европой. США намерены захватывать европейский рынок своим газом, европейцы заинтересованы в Южном газовом коридоре из трех составных частей: систем ТАНАП, Трансадриатического трубопровода и Набукко. Туркам осложнение с Европой ни к чему, однако дополнительный российский газ им нужен тоже. Сложился компромисс, не слишком устраивающий обе воюющие стороны: из трех российских транзитных труб осталась только одна. Для Турции это слишком много, для Кремля - слишком мало.

TAP-TANAP-pipeline

Пока по промежуточным результатам можно сказать, что войну России с Турцией за Турецкий поток проиграли оба участника. Здесь классический "луз-луз". Кремль рассчитывал на принуждение Турции к трем транзитным трубам мощностью в 45 млрд кубометров, что позволяло обеспечить снабжение Болгарии, Румынии, Модавии и Венгрии, которые сейчас получают российский газ через Украину по южному ответвлению, и иметь существенный резерв для маневра газом в направлении Италии, создавая конкуренцию Трансадриатическому потоку Южного газового коридора ЕС. Не удалось. Речь идет уже только об одной транзитной трубе, которая сможет закрыть потребности восточноевропейских стран, но даже это пока под вопросом, так как наземный трубопровод из Турции в направлении к ним пока не получил разрешений от национальных регуляторов. В общем, здесь исходные цели войны не достигнуты и достигнуты быть не могут. "Луз" в чистом виде. Турки тоже проиграли, так как их цель - получить дополнительный российский газ на внутренний рынок, не нарушая при этом свои обязательства по отношению к Южному газовому коридору ЕС перед Европой.

И Турция, и Кремль частично добились своих целей, частично - нет. Однако проблема в том, что даже эти результаты обеспечены лишь существованием шаткого союза между Турцией, Ираном и Россией в Сирии. Как только этот союз даст трещину, угроза результату войны для России вырастает до неприемлемой. И вот как раз США сейчас существенно меняют свою политику в Сирии (да и в Ираке), что может серьезно нарушить сложившийся баланс в тройственном союзе.

Назначение Болтона помощником президента по национальной безопасности - серьезное поражение Трампа, который был вынужден брать на эту ключевую должность человека, проводящего политику республиканских кругов, которых Трамп на дух не переносит. И которые не переносят Трампа. Болтон уже сделал ряд заявлений, которые интерпретируются совершенно однозначно: он заявил о невозможности продолжать дальнейшую политику попустительства Ирану, о пересмотре отношений с Ираком в сторону их ужесточения и изменения турецкого направления американской политики в плане восстановления отношений с этим важнейшим союзником по НАТО в регионе.

Естественно, что такого рода поворот разбалансирует и без того очень хрупкое равновесие в союзе Ирана, Турции и России, а его развал ставит под вопрос даже такие убогие результаты сирийской войны, как сейчас.

Повлиять на американскую политику в отношении Ирана Путин не в состоянии, однако в отношении Турции шанс есть. Улучшение отношений США и Турции может быть только взаимным, и если турки будут продолжать выдвигать к США требования выше приемлемых, потепление может не состояться. Вариантов нет - нужно ехать, уговаривать и торговаться. Давать новые уступки и преференции. Вот Путин и едет.

Встреча плановая, а вот обстоятельства - уже нет. Турция в этой встрече имеет более выигрышные позиции, ее уговаривать будут оба других участника союза, а значит - и делать какие-то новые уступки. Причем такие, которые существенно превысят возможную пользу Турции от улучшения отношений с США. А если учесть, что турки объективно сейчас заинтересованы в таком улучшении, так как теперь их задача по строительству буферной зоны на севере Сирии переносится в американскую зону оккупации, то задача Путина и Роухани выглядит крайне непростой. Если вообще разрешимой.

https://zen.yandex.ru/media/el_murid/novaia-vstrecha-i-novye-obstoiatelstva-5ac20399d7bf2113e95dbef0
Tags: Иран, Россия, США, Сирия, Турция
Subscribe

  • Выход

    Одной из причин, по которой Пригожин вдруг срочно заторопился из Бахмута, чем уже создал для российской власти нешуточную проблему, могут быть…

  • Публичная политика

    Один из весьма любопытных и, скорее всего, совершенно недокументированный фактор, который возник в ходе спецоперации - это внезапное появление такого…

  • Специфическая черта

    Специфическая черта любой авторитарной диктатуры — отсутствие вариативности ее политики. Это, конечно, прямо исходит из сугубо психологической…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments