
Цифры полностью соответствуют событиям прошлого года: более трети всех смертников применялась в Мосуле, чуть меньшее количество - в двух точках Сирии, Ракке и Дейр-эз-Зоре. Собственно, именно в этих местах и шли основные столкновения плюс в иракском Анбаре.
Специфика статистики ИГИЛ тоже дает о себе знать: в нее включаются только успешные подрывы, не доехавшие до позиций противника шахиды в ней не фигурируют. Кроме того, смертники, взрывающие свои пояса в ходе боя, как правило, в нее не входят. Причина - довольно жесткий подход к включению в отчет. Во время Великой Отечественной разница в учете у немецкой армии и советской создавала существенные расхождения в отчетности по сбитым самолетам или подбитым танкам: советская отчетность требовала подтверждения, в нее не включали сомнительные и неподтвержденные случаи. Немцы были более либеральны, им хватало честного слова отчитывающегося.
При таких буквоедских правилах смертники-одиночки ИГИЛ, погибавшие, как правило, уже в полном окружении противника, в статистику не попадали. При этом и российский министр обороны, и наемники ЧВК в ряде интервью признавали, что буквально в одном бою применение смертников могло исчисляться даже двухзначным числом.
Есть мнение, что смертники ИГ - это технология ЦРУ (Моссад, Ми-6, ФСБ, инопланетян, нужное подчеркнуть), внедренная боевикам их кураторами. Мнение вполне банальное, всегда проще верить в всемогущее ЦРУ или кого-еще. Простой и плоский мир: все достижения - это гений Путина, все проблемы - это Обама, ЦРУ или какой-еще враг. Сейчас вот иранские аятоллы на полном серьезе несут ахинею про врагов из Америки, возбудивших возлюбенных аятоллами чад до невменяемости. Увы, все сложнее.
В новейшей истории войн массовое самопожертвование отмечалось в трех войнах: Великой Отечественной, войне Японии на Тихом океане и нынешнй войне на Ближнем Востоке. Вряд ли японские камикадзе или Гастелло, Матросов, сотни безвестных солдат, погибавших, но стоявших насмерть - это технологии ЦРУ. Все проще и сложнее одновременно: это убежденность в своей правоте, запредельная мотивация, причем мотивация осознанная. Путинское ТВ может создать тупых зомби, но сознательный героизм - не по его части. Умирать за миллиарды Ротенберга, думаю, мало кто сядет в шахид-мобиль. Зомби - они про другое, про они нерассуждающую толпу баранов. Героизм же - штука строго индивидуальная и совершенно сознательная.
Уже поэтому ЦРУ и прочий Моссад здесь не при чем. При чем здесь убежденность в своей правоте. Она и ведет человека к самопжертвованию, и отрицать это просто нет смысла.