Пустые улицы, закрыты многие магазины, причем не только в крупных городах, но и провинции. Торговцы вынуждены идти на "забастовку" по понятной причине - поставки продуктов идут неравномерно, риск быть ограбленным толпой и вышедшим из берегов криминалом существенно вырос. Так что "забастовка" - скорее мера вынужденная, но здесь опять же вопрос к власти: она должна гарантировать безопасность, и если ее нет, то многие процессы начинают идти, исходя из этого прискорбного факта.
Знакомый, живущий в регионе, сегодня написал, что по региональным (не иранским) СМИ идет информация о выводе из Сирии части подразделений КСИР обратно в Иран. Скорее, речь может идти о мерах усиления: наличных сил КСИР явно недостаточно для купирования масштабных протестов на всей территории страны. Правда, выводить для борьбы с протестующими людей с фронта, еще вчера убивавших вооруженных противников, чревато: они могут психологически не перестроиться и начать воевать с безоружными, как с воруженными. Что неизбежно спровоцирует новый всплеск насилия.
Особую опасность представляет сам характер протестов: бессистемный, бесструктурный, строго деконструктивистский. Самый плохой вариант из имеющихся. Лучше уж "цветная революция" - там хотя бы понятны и относительно локализованы социальные группы протеста. В текущем варианте локализации нет - протестуют все.
В каком-то смысле присходящее напоминает скорее Сирию, а не Египет или Ливию. Как раз в Сирии протесты были такими же неструктурированными и объединение шло лишь на лозунге ненависти к режиму. Иностранное влияние на события в первые полгода было минимальным и появилось относительно заметно лишь к концу 2011 года. Сирийский режим точно так же не был в состоянии справиться с масштабом протестов, пытаясь компенсировать это жесткостью. Не получилось, причем теперь понятно почему: армия и полиция, которых бросали на разгон, в социальном плане мало чем отличались от протестантов, очень быстро началось разложение, и первая, самая массовая волна дезертирств из САА, которая стала базой для формирования Свободной Сирийской Армии, как раз и случилась на фоне сочувствия к лозунгам протестантов.
Иран зеркально повторяет сирийский сценарий: власть очевидно побаивается применять не только армию, но и специальные инструменты для контроля внутренней обстановки. И Басидж, и низовые звенья КСИР - точно такие же выходцы из народа, в отличие от зажравшейся верхушки.
По всей видимости, если КСИР и вправду выводят из Сирии, у властей есть серьезные проблемы с лояльностью силовиков. На обстановку в Сирии это повлияет слабо - КСИР там немного, в основном они представлены советниками, регулярных подразделений мало. Но сам по себе факт примечательный и говорит сразу о многих проблемах.
У режима есть резервы для перехвата обстановки, хотя к ним прибегать станут лишь в крайних случаях. Самый очевидный - смена рахбара. Хаменеи стар, болен, у него есть влиятельные противники и недоброжелатели, есть возможность совместить все факторы против. Отставка, конечно, существенно снизит накал протестов, раздробит их и позволит быстро стабилизировать обстановку по крайней мере в провинциях. Но менять высшую власть под давлением улицы - мера крайне нежелательная, так как создает иллюзию возможности повторить в будущем удачную попытку. Лекарство может оказаться опаснее болезни. Поэтому пока к таким сильнодействующим мерам, по всей видимости, прибегать прямо сейчас на будут.