?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Холодные гражданские войны (2). Системный кризис управления 
30-дек-2017 02:20 pm
Продолжение. Начало: https://el-murid.livejournal.com/3601567.html

Отстранив народ от процесса формирования власти на всех уровнях, правящая мафия решила проблему гарантий владения изъятой ею собственности. Теперь собственность, украденная у народа, перераспределялась внутри самой мафиозной элиты в ходе обычных клановых войн. Собственность, находящаяся во владении людей, не входящих в мафиозные кланы, а также собственность проигравших в ходе конкурентной борьбы бандитских группировок, изымается с помощью рейдерства. Казалось бы, проблема решена.

Однако, как всегда бывает, «заметённое под ковер» несбалансированное противоречие породило новое. Отстранение народа от процесса формирования власти и выхолащивание выборов на всех уровнях привели к ликвидации обратной связи между властью и обществом.

Выборы — не единственный канал обратной связи, но и остальные истребляются ровно по той же причине: власть не может даже теоретически допустить внутрь себя несанкционированных ею выходцев из народа. Путин, придя к власти в начале нулевых, решал задачу не только перераспределения собственности олигархов ельцинской эпохи в пользу своего личного клана, он немедленно принялся за ликвидацию остатков каналов обратной связи между властью и обществом. Независимые от власти СМИ пали в первую очередь. Неважно, что к тому моменту они в большинстве своем уже принадлежали разным олигархическим группировкам, как к примеру, НТВ. Важно то, что они не находились под контролем власти, а значит, гипотетически могли быть использованы против нее.

Здесь воедино сложились как объективные предпосылки для «капсулирования» власти, так и субъективные: психологически Путин и выходцы из мафиозных и аффилированных с ними силовых структур не способны существовать в конкурентной среде, стремясь довести контроль до абсолюта.

Здесь и кроется противоречие, возникшее взамен успешно задавленного противоречия между законностью и легитимностью похищенной собственности: ликвидация обратной связи между субъектом управления и его объектом привела к тому, что власть утратила управление реальностью.

Управление страной все больше виртуализируется. Нет обратной связи — власть не в состоянии адекватно оценивать итоги своего управления. Ни промежуточные, ни конечные. Иллюзии относительно того, что у президента все под контролем, у него есть спецслужбы, разведка, доклады, спутники, шпионы, эксперты и тому подобное, бессмысленны по сути. Даже если лично Путин обладает всей объективной картиной происходящего (что немыслимо в силу гигантских объемов такой информации), то вся структура власти, оторванная от управляемого объекта, её не имеет: каждому руководителю любого ранга не создашь персональную разведку, докладывающую ему о положении дел в динамике.

Неадекватность управления страной нарастает с течением времени. На старые ошибки и просчеты наслаиваются новые, при этом власть лишена возможности даже оценить, насколько ошибочными являются ее решения. Она попросту не знает страну, которой управляет.

Еще одним фактором, усугубляющим неадекватность управления, является принцип подбора кадров в замкнутой властной вертикали. Происходит вымывание профессионалов и замена их лояльными назначенцами. Это нормальная ситуация в случае антикризисного управления, когда назначенцы неизбежны, но они решают совершенно иные задачи — перехват управления и выполнение политических установок в ситуации очевидного противодействия прежних структур. Такое положение не может сохраняться долго, и политические назначенцы, выполнив свою функцию, должны заменяться профессионалами. Однако сегодня их брать практически неоткуда — социальная энтропия в замкнутой системе только возрастает, профессиональные качества управленцев деградируют. Собственно, далеко ходить не надо: сам президент является прекрасным примером. Даже из парадной биографии Путина известно, что в своей карьере он совершил три гигантских скачка: на первом этапе это был чиновник районного уровня, работавший в очень узкой области контроля над локальной стукаческой сетью. Затем последовал невероятный прыжок в карьере, и Путин стал заместителем губернатора региона. После этой должности через некоторое время и фактического деклассирования он в течение одного года работы в Москве (1997-1998) получил должность федерального министра — руководителя ФСБ, еще через год (1999) стал премьер-министром, и еще через год — президентом (2000).

Такие скачки отрицательно сказываются на практическом опыте управления. Попробуйте лейтенанта через год после училища поставить на дивизию, еще через год — на армию, а через три года назначьте его главнокомандующим. Пробелы в практическом опыте руководства промежуточными звеньями управления будут невосполнимыми.

Безусловно, есть исторические примеры масштабных личностей, даже в таком состоянии управлявших вполне успешно, однако их успех был связан не только с личными качествами, но и собранной ими управленческой командой. К сожалению, вокруг Путина команда выглядит такой же как он — большая часть его окружения прошла тот же путь головокружительных скачков в карьере. Тот же руководитель Газпрома Миллер до назначения на эту должность не имел никакого отношения к газовой отрасли за исключением одного года работы в ОАО «Балтийская трубопроводная система», причем сразу на должности генерального директора, куда он пришел совершенно из иной отрасли, туда же он попал тоже не имея ни малейшего опыта работы и тем более руководства ею на любом уровне.

Так же не имел никогда никакого отношения к нефтяной отрасли другой видный назначенец Путина — Сечин, не имел ни базового образования, ни опыта работы в производстве.

Неудивительно, что в российском руководстве просто не оказалось никого, кто мог адекватно оценить перспективы сланцевой революции в США, и она стала неприятным сюрпризом для него через целых десять лет после того, как началась. Итог у нас перед глазами — Россия ведет газовую войну за контроль над европейским рынком с запаздыванием в годы с заведомо отстающих и проигранных позиций.

Мы видим, что сегодня во власть приходит новое поколение управленцев — дети нынешней номенклатуры. И тоже сразу на управляющие должности. И тоже не обладая ни малейшим практическим опытом работы. Молодые успешные менеджеры выполняют совершенно иную работу: контроль над активами, захваченными их предыдущим поколением, и захват новых активов у менее удачливых конкурентов.

К развитию и преумножению национального богатства эта управленческая политика не имеет никакого отношения: перераспределяется уже имеющееся. Такой характер управления в полной мере позволяет характеризовать сложившуюся систему власти как мафиозную: речь идет не только о криминально-клановом характере самого управления, а и о том, что только мафиозное государство существует за счет перераспределения уже имеющегося, национальное богатство в такой системе только уменьшается. Государств, как социальная система, теряет важнейшую составляющую — способность к развитию. Остается лишь функция поддержания устойчивости. Мы вновь получаем все то же несбалансированное противоречие, которое предшествует системному кризису. Такая модель управления, решив задачу охраны и обороны украденной у народа собственности, все равно остается неустойчивой и обладает внутренними неразрешимыми противоречиями, которые объективно ведут её к гибели.

Таким образом, система управления современной Россией уже находится в системном кризисе и неспособна выйти из него без революционной смены самой модели управления. Почему без революционной? Да потому, что система, находящаяся в системном кризисе, не имеет внутреннего ресурса, достаточного для преодоления кризиса. Это главная особенность любого системного кризиса, в отличие от структурного, который еще может быть разрешен в рамках имеющейся системы.

Революция в управляющей властной верхушке неизбежна, здесь не должно быть ни малейших иллюзий. Она может пройти сверху — и тогда часть номенклатуры будет истреблена (политически или физически, значения не имеет), а конфискованные у нее ресурсы будут направлены либо на преодоление кризиса, либо на продолжение устойчивого функционирования существующей системы власти. В первом случае управляющая номенклатура должна будет «размыкать» систему управления, выстраивать обратные связи с управляемым объектом — Россией, допускать к власти отрезанный сейчас от нее народ. Во втором случае устойчивость через некоторое время снова будет исчерпана, и номенклатура будет вынуждена повторять итерацию с резнёй части себя снова. В конце концов это закончится катастрофой.

Революция снизу — это и есть такая катастрофа, она приведет к полной смене всей властной верхушки, однако в таком сценарии вероятность некатастрофических итогов очень невелика, скорее всего, сегодняшняя Россия прекратит свое существование в нынешнем виде. Тем не менее, процесс носит совершенно объективный характер и никакие заклинания про «не допустим Майдан» или «не дадим разрушить Россию» работать уже не будут. События приобретут собственную внутреннюю динамику, которую обуздать будет практически невозможно.

Управленческий системный кризис в целом понятен. Он как раз наиболее прост для понимания как причин, так и следствий из него. Гораздо сложнее понять диагноз болезни экономической системы взаимоотношений, так как такой диагноз всегда пристрастен с идеологической точки зрения. Хотя сугубо рационально он тоже не вызывает особых трудностей.

(продолжение следует)
Comments 
30-дек-2017 02:38 pm
Следует ли, Анатолий, понимать текущую ситуацию в России, как пролог не к одной, а к целой серии революций? Одна-две верхушечные, которые будут лишь перераспределять доступ высших элит к ресурсам, усугубляя положение народных масс, а затем неизбежная революция снизу, которая практически немедленно приведет к разрушению России, как таковой. Важным представляется следующий вопрос: насколько глубоко снизу будет залегать источник политических процессов в обществе? Станет ли двигателем изменений весь русский народ, или же инициатива будет перехвачена местными элитами "второй гильдии"? Понятно, что в любом случае местные элиты попытаются оседлать общественный спрос на изменения в общественно-экономической формации. Но есть ли надежда, что образуется что-то отличное от уездных княжеств со вседержителями на престолах?
30-дек-2017 03:24 pm
Скорее, будет серия локальных и более масштабных переворотов, которые закончатся общим обрушением обстановки, после которого и возможны революционные процессы. Но, думаю, что в рамках единой страны, как сейчас, это будет почти невозможно, угроза распада очень велика.
30-дек-2017 03:54 pm
Полагаете, что нас ждет римейк событий столетней давности? 1905, февраль 1917, октябрь 1917, затем гражданская война, и затем образование нового союза? Очень сомневаюсь, что геополитическое окружение будет пассивно наблюдать за таким развитием событий. Очевидно же, что сейчас целью "партнеров" является не обкусывание, и даже не дробление России, а ее полная дезинтеграция. Ведь нельзя отрицать, что задача номер один у запада это ядерное и стратегическое разоружение России. Не думаю, что это будет возможно, пока продолжит существовать хоть какое-то государственное образование, претендующее на правопреемственность от России. Дикое поле, потерявшее экономическую, информационную, логистическую, политическую, управленческую и идейную связность. Вот, что нам готовят наши заокеанские партнеры. До революционных ли преобразований ли будет в таких условиях? Вопрос этот риторический, как вы сами понимаете.
30-дек-2017 11:30 pm
к ликвидации обратной связи между властью и обществом
Вместо этого имеется 1. закрытые исследования общественного мнения 2. манипуляция общественным мнением через сеть подконтрольных СМИ.
В первую очередь задача Путина это удовлетворять чаянья зомбированной бедноты, то есть его электората. Вот скажем установка паребриков перед входами в переходы - беднота оценит это как заботу! Как "власти думают о нас, сразу реагируют на все вызовы". А если народ так не подумает, то ему это мысль можно внедрить через СМИ...

Вот тебе и обратные связи. А зачем в рамках существующей системы иные?! Работает? НЕТРОЖ!

допустить внутрь себя несанкционированных ею выходцев из народа
Вот в этом одно из острых противоречий. В обществе возникают амбициозные и талантливые политики и управленцы, но реализовать в стране где до политики и управления допуск исключительно по родству - никак не могут.

Естественно и сами они страдают и страна страдает, от невозможности замены некомпетентных управленцев, на компетентных.

Но, честно говоря какое дело Путина и его друзей до этого?! Их задача наращивать свои активы и помогать западным и восточным Партнерам получать сырьё, максимально выдаивая Страну. Конечно где-то у них там маячит на заднем плане, что корову приносящую молоко надо иногда подкормить, чтоб не околела. Но даже если корова и сдохнет - ничего страшного для них не произойдёт. Сели на самолеты и улетели, кто куда: Франция, Швейцария, Израиль, США, Британия... К детям, недвиге и деньгам.

власть не в состоянии адекватно оценивать итоги своего управления.
Ложный посыл. Власте незачем оценивать итоги (которые оцениваем мы, им на остальных плевать). У них минимальные горизонты планирования и то, что они просидели в кремле на чемоданах уже 25 лет как раз и есть результат их работы с манипуляцией ОМ и тотальным контролем СМИ.

Они в любой момент готовы прыгнуть в прогретые самолеты и свалить на Запад, но этот момент никак не наступает... Народ терпит.

Неадекватность управления страной нарастает с течением времени.
Путинское управление никогда и не было адекватным. Он не просто не компетентен, а, откровенно, глуп. Фортануло с ценами на нефть + допилили остатки СССР. Затем инерция огромной страны. Ведь уже в 2012 было ясно - Путин обещает всё тоже самое что уже не смог сделать. Да и пересидка медведевская (с откровенной фальсификацией выборов) - Уже очевидный закат системы. Ан нет! протянули аж до 2018-ого! Признаюсь что был среди тех, кто давал системе тогда, в 2008-ом пару тройку лет... А в 2011 конец, уже было, замаячил на горизонте.

Но и напротив! Чем дальше, тем больше компетенции требуется для управления, ибо штопор, в который входит Россия усиливается. Но понятно что вырулить из этого штопора путинская команда не способна. Мне это было понятно и в 1999-ом и в 2009... А уж теперь это понятно каждому.

дети нынешней номенклатуры.
Они будут не хуже (хуже уже невозможно). Скорее даже лучше. Но текущую ситуацию это не изменит. Масштабы катастрофы таковы что нужны уже не просто управленцы, а сверхчеловеки, способные на невозможное. Среди российской элитной молодёжи таких наверно не найти. Но одно то что они сделали выбор не в пользу сытой жизни на Западе, как большинство, а работу в России - ценно!

-----------------------------
Футурологам, аналитикам уже пора бы рисовать образ постпутинской (не в смысле "после Путина", а в смысле "после сноса клептократического-кумовского режима, в теории это может произойти и при Путине, а может не произойти и при новом президенте Грудинине").

В целом оно понятно что и как делать, не понетяно кто и почему это будет делать. Впроче и относительно тактичесикх задач может быть масса противоречивых идей.

Сейчас, когда безвозвратно утрачено всё былое и самое галвное - время, практически всё надо начинать с нуля. Что станет точками роста, когда конкуренты ушли на пол века вперёд?! Как встроиться в МРТ, на более выгодных условиях, чем сырьевая колония? Как на это посмотрят "Партнёры"?

Edited at 2017-12-30 23:38 (UTC)
This page was loaded июн 20 2018, 1:54 am GMT.