Расчет Кремля на то, что Асад выглядит формальным победителем в текущих боевых действиях, для светской оппозиции (собирающейся в Женеве) и полевых командиров (в Сочи) не играет никакой роли. И те, и другие прекрасно понимают, что без иностранной помощи Асад не способен удержать власть, а потому продолжают настаивать на его уходе.
Факт в том, что положение Асада уже не может измениться. Он повторяет судьбу Наджибуллы, который буквально через два месяца после прекращения внешней помощи рухнул, а через пару лет в итоге был вытащен из посольства и повешен.
Идея Путина: быстренько придем, всех победим, урегулируем и быстренько уйдем - трещит во всех компонентах. Удалось пока только прийти. С победой не задалось, урегулирование пока тоже больше в мечтах и заявлениях, уход возможен только в виде драпа.
Проблема в том, что любая попытка оценивать происходящее наталкивается на чисто психологическое препятствие. Мы всё время пытаемся рассматривать решения Кремля с точки зрения национальных интересов России, а Кремль, будучи выразителем интересов российского дохлого, но тем не менее империализма, плевать хотел на интересы страны - он решает проблемы путинских друзей. Основная причина двух войн, которые ведет кремлевский режим - это, конечно, борьба с другими империалистическими хищниками за европейский газовый рынок. И здесь далеко не всё измеряется интересами страны. Вся эта тягомотная история с "Потоками" заключается не только во вполне рациональной борьбе за рынок - тут ещё можно оперировать империалистическими, но все-таки интересами правящей знати. Но здесь явно вмешивается и сугубо шкурный фактор банального распила колоссальных бюджетов, выделенных на строительство этих самых "Потоков". Здесь существенную роль играют уже личные интересы тех или иных очень высокопоставленных чиновников и менеджеров, лоббирующих интересы коррумпирующих их структур, которые и должны заниматься строительством и освоением этих бюджетов.
Не вводя в уравнение эти переменные и неизвестные, невозможно понять, почему Россия до 15 года (до краха Южного потока) плевать хотела на эту вашу Сирию, на разнообразных международных террористов и тому подобное, а вот когда Южный поток прекратил подавать признаки жизни, вдруг резко озаботилась и целостностью Сирии, и спасением Асада, и борьбой с ИГИЛ. Национальных интересов в этой конструкции как не было, так нет и до сих пор.
В итоге Кремль начал операцию в Сирии в обстановке катастрофы, которая уже сложилась и оформилась. По сути, сирийская война лишь продлила агонию режима Асада, но не привела к исправлению ситуации. Победить в войне было крайне сложно в 12 году, практически невозможно в 13, а уж в 15 году можно было вести речь лишь о минимизации ущерба, не более того. Никакого урегулирования, да еще на условиях Кремля, уже не будет. На сегодняшний момент единственным оптимальным решением остается раздел Сирии на три территории: курдскую, суннитскую и территорию меньшинств и вести речь даже не о федерализации, а об относительно мирном переходном периоде развода. Более того - в процессе неизбежно всплывут противоречия уже внутри этих территорий, а также встанет вопрос о включении в процесс и Ирака: там тоже уреулирование уже невозможно, возможен только относительно цивилизованный развод.
Однако понятно, что интересы внешних игроков просто не дадут идти по оптимальной траектории, и теперь "соскочить" с темы Путину не удастся, причем не нужно даже искать какие-то заговоры: объективно ситуация зашла в тупик, разрешить ее можно, но только большой и без дураков войной регионального масштаба, по итогам которой будут четко выявлены победители и проигравшие. И вот только тогда победители смогут хоть что-то продиктовать побежденным, после чего им придется озаботиться созданием устойчивого послевоенного мира, учитывающего урезанные, но все-таки интересы проигравших.
Естественно, что кремлевские под такой сценарий не подписывались, их интерес в этой войне очень локальный, не имеющий ничего общего ни с интересами России, ни с учетом интересов региональных и глобальных игроков. А потому шанса на "урегулирование" по кремлевским хотелкам нет даже теоретически. Его можно нарисовать для телевизора, как рисуют фейковые карты победной поступи сирийской армии, и козырять затем полумиллионом освобожденных квадратных километров. Но к реальному урегулированию это все равно не будет иметь никакого отношения.