Таких сообщений теперь будет появляться много. ИГ переходит на стратегию выживания, как и в 2008-20010 годах. Формат будет другим, так как сегодняшний ИГИЛ серьезно отличается от тогдашнего ИГИ и ресурсно, и численно. Однако в целом стратегия выживания будет выглядеть примерно такой же.
Произойдет (и уже происходит) автономизация групп по родовому и племенному принципу - так проще растворяться среди своих. Группы будут создавать "кадрированные" структуры - постоянно в пустыне будет действовать небольшая часть, но в любой момент численность отряда можно будет нарастить за счет "спящих" ячеек. Карьятейн был захвачен именно таким способом - к городу подошли буквально 20-30 человек, к которым уже там присоединились порядка двухсот местных. Таким же образом ИГИЛ будет действовать и на территориях, куда возвращаются боевики-иностранцы. Мобилизационные структуры, которые существуют практически при каждой мечети, будут ориентироваться уже не на вербовку боевиков, а на пропагандистскую работу и подготовку будущих кадров, причем в значительной мере из молодежи. И, естественно, террор против представителей власти на местах.
В России, кстати, большая часть всех терактов ИГИЛ как раз и ориентирована против полиции и спецслужб. Буквально на днях, к примеру, в приемную ФСБ в Петербурге ворвался какой-то человек и попытался напасть на сотрудника. Он был объявлен психопатом, ИГИЛ тоже не взял на себя ответственность, но сам факт того, что проникновение и попытка атаки возможна, реален. У нас это все усугубляется неизвестной историей с телефонным терроризмом - кто за ним стоит, тоже неизвестно.
Проблемы, скорее, будут связаны не с уходом в подполье и существованием в нем (это как раз отлажено и вполне работает), а с выходом из подполья. Неизбежно выяснение отношений между разными автономными группами, их лидерами. Возможно повторение истории Джебхат ан-Нусры, которая задумывалась как сирийский филиал ИГИЛ, но быстро перешла в самостоятельное существование. Видимо, как раз задаче быстрого перехода из сети в иерархию и будет посвящена основная работа руководства ИГИЛ "на перспективу".
Естественно, что в странах, где ИГИЛ может чувствовать себя более свободно - Афганистане, Ливии, Нигерии, Сомали, Йемене - там группировка будет сохранять существующую структуру "вилайетов" и подчиненности. Орденской структуре достаточно захватить буквально клочок территории, и она очень быстро превращается в полноценное, пусть и существенно урезанное, государство.