Малики бывший премьер и весьма возможно, что вернется к власти после Абади. Так что его слова - не просто вежливость. Особенно в складывающейся в Ираке военно-политической обстановке. Война с ИГИЛ продолжается, причем переходит в крайне сложный формат партизанской. На очереди - резкое обострение отношений с курдами. В перспективе Ирак вообще может ожидать распад. При этом Ирак понес тяжелейшие потери в ходе войны с Исламским государством в ходе боевых действий 14-17 года. Только армия потеряла за это время около 30 тысяч человек убитыми.
В Ираке сегодня снова в силе радикальные шиитские группировки, как и в середине нулевых. Эта ситуация привела тогда к взрывному росту суннитских радикальных группировок (и не только джихадистов ИГИЛ). На суннитских территориях росло отчуждение и враждебность к багдадскому правительству. В итоге всё закончилось суннитским восстанием, перешедшим в возрождение задавленного, казалось бы, ИГИЛ.
Сейчас ситуация повторяется. Ирак заинтересован во внешней военной помощи, причем не только технической. Есть запрос на мягкий вариант новой оккупации и военно-полицейских операциях в трех провинциях страны. Допускать радикальных шиитов к зачисткам опасается даже Малики - это чревато откровенным геноцидом с предсказуемыми последствиями. Кроме того, большая часть радикальных шиитов напрямую связана с Ираном и по сути, является проводником его политики в стране, что не может не беспокоить иракских политиков.
В этом смысле прозрачный намек на согласие Ирака в присутствии военно-полицейского контингента из России имеет под собой более чем объективную основу - иракцы политически обанкротились и хотят за чужой счет исправлять свои собственные просчеты.
В этом смысле расчет на обращение к Кремлю имеет под собой определенный смысл: Ираку есть что предложить нашим олигархам: доступ к иракской нефти. И не только на юге, а и в Киркуке. Киркук сегодня занят курдами, и желание Малики втянуть в войну или по крайней мере противостояние с пешмергой тоже читается на раз: юридически Багдад вправе передать киркукские поля в концессию иностранцам, но фактически им придется с самого начала оборонять их от курдов, считающих эти месторождения своими. Расчет на алчность российских олигархов вполне рационален и реалистичен. Не сомневаюсь ни разу, что друзья Путина могут вписаться в это сомнительное мероприятие под гарантии военной помощи со стороны Кремля. То что для России это будет означать уже третью войну, их не взволнует ни разу: доход превыше всего.