
Вполне возможно, что всплеск активности "спящих ячеек" недельной давности, захвативших несколько районов западного Мосула и внезапно исчезнувших из них, и был связан с отвлечением сил иракцев и облегчением выхода боевиков из старого города.
Интерес представляет, как именно будет преподнесена победа. И можно ли вообще назвать это победой. 80% всего западного Мосула разрушено, причем около половины строений подлежит полному сносу в виду их неремонтопригодности. Около 50-60 тысяч мирных жителей погибли, причем это число, скорее всего, будет увеличиваться. Потери самой иракской армии и шиитской милиции засекречены, но оценочно общий счет идет приблизительно на 60 тысяч человек убитых и раненых. Потери ИГИЛ за все время обороны Мосула можно оценить приблизительно в 4-6 тысяч человек, причем более половины из них - потери местного ополчения, которое в основном и обороняло западную часть города.
Если это победа, то она как-то сильно смахивает на пиррову. При этом военного разгрома ИГИЛ Багдад так и не добился - в трех провинциях Ирака действует порядка 80 мобильных групп боевиков общей численностью до 6 тысяч человек. Число сторонников ИГИЛ в Ираке оценивается в 80-100 тысяч человек.
Наконец, ИГИЛ обладает теперь (и это очень важное отличие от предыдущей ситуации 2009 года, когда группировка тоже считалась разгромленной) серьезным влиянием в пустынной зоне племен Анбара. Немалая часть местных оседлых и кочующих племен теперь поддерживает Исламское государство просто потому, что никто другой не защищал их от геноцида шиитских радикалов, приезжающих на своеобразных "поездах дружбы" и "Автомайданах" наводить порядок и внедрять новые нормы правильной жизни, после которых родовые гнезда различных племен превращались в пепелище и кладбище.
Пока Исламское государство удерживает контроль в аграрных районах Междуречья и, кстати, не просто контролирует их, а продолжает исправно пополнять свою казну налогами, собираемыми на этой территории. Уже есть оценки, что совокупный бюджет Исламского государства за первые полгода 17 года в Сирии, Ираке и других вилайетах ИГ составил порядка 250-300 млн долларов, что в годовом исчислении даже с учетом сокращения территорий может составить не менее 450, а возможно, и 500 млн долларов. Много это или мало? Для сравнения - бюджет сравнимой с нынешним ИГИЛ по численности "Ахрар аш-Шам" на пике ее возможностей составлял порядка 3-5 млн долларов в месяц (то есть, около 50-60 млн долларов в год). Так что даже сейчас эффективность управленческих структур ИГ остается крайне высокой.