Интрига выборов, как всегда, будет сохраняться до конца. Иран в этом смысле самая настящая демократия, хотя внешне и выглядит теократическим жестким авторитарным государством. И, кстати, является им тоже.
Во многом уникальность нынешней иранской политической системы заключается в фигуре руководителя государства - рахбаре. Он не руководит непосредственно деятельностью правительства - это как раз прерогатива президента, однако рахбар консолидирует элиту своим авторитетом и постоянно держит руку на балансе сил - как внутренних, так и внешних.
Именно поэтому нынешний президент Роухани, по всей видимости, уступит свое место - он наладил отношения с Западом, но по мнению консервативных кругов, сделал это ценой излишних уступок. Добавил проблем и Трамп, чей госсекретарь Тиллерсон буквально 19 апреля сообщил, что ядерная сделка с Ираном - очень плохая политика. А именно относительное выравнивание отношений с США стало чуть ли не главной победой Роухани.
Второй момент, который у нас не слишком освещается - настороженное, если не сказать враждебное, отношение значительной части элиты Ирана к России. Неудивительно - отвратительная во всех отношениях, непоследовательная и прямо скажем - откровенно предательская политика Путина как в отношении внешних партнеров, так и в отношении национальных интересов России не может создавать ему положительный имидж. За годы правления Роухани отношение к России в Иране существенно изменилось и не в лучшую сторону - причем речь идет о консолидированном мнении элиты. В этом смысле новый президент Ирана будет относиться к России существенно прохладнее, отношения наерняка будут стагнировать или вообще заморозятся.
Среди шестерки претендентов называют Эбрахима Раиси, как одного из наиболее вероятных победителей. Еще раз - это лишь предпочтительная кандидатура, в реальности фамилия президента станет известной только после голосования. В плане подсчета голосов в Иране можно быть практически уверенным - рисовать и натягивать результаты не будет никто. Не рискнет - конкуренция высока, цена ошибки при подсчете велика, а ответственность за точность данных практически абсолютна. Это не Россия и не прочие дикие бантустаны с их беспредельными подтасовками и фальсификациями.
Фигура Раиси весьма любопытна - в случае смерти Хаменеи (а слухи о его тяжелом положении в поане здоровья идут давно и имеют массу подтверждений) Раиси может претендовать и на пост рахбара. Его авторитет весьма высок. Взгляды Раиси полностью соответствуют текущему моменту - он откровенно не доверяет Западу и критически (это мягко сказано) относится к России в принципе и к путинской России в особенности. Такое соответствие текущему моменту делает Раиси наиболее предпочтительным кандидатом для значительной части элиты, а краткость избирательной кампании существенно повышает роль лидеров общественного мнения, на которых ориентируются избиратели. Если Раиси станет общим кандидатом этих лидеров - его шанс на избрание будет крайне высоким.