Ответственность пока не взял на себя никто. В принципе, учитывая оперативность Исламского государства (если оно примет на себя ответственность), заявление может быть уже сегодня. Если нет - повторится загадочная история с Петербургом, где никто не желает заявить о своей причастности. Аресты каких-то людей - это одно, но смысл теракта у нас так и остается загадкой.
Вообще, вся эта борьба с терроризмом носит во многом совершенно истеричный и непродуманный характер. Логичнее всего было бы дать джихадистам создать свою территорию, взять под контроль потоки туда и оттуда и постепенно "стравливать" в направлении этого дикого рая соответствующий контингент, более рационально используя безудержно расходуемые сегодня впустую ресурсы.
В принципе, в истории такого рода образование уже существовало - это известная всем Саудовская Аравия. Абдельазиз ибн Сауд - основатель нынешней версии ваххабитского королевства - тоже вначале использовал фанатиков-ихванов, которые были ничуть не лучше нынешних боевиков ИГИЛ, Аль-Кайеды и прочих модификаций типа "умеренных", однако когда упёрся в невозможность территориального расширения, столкнулся с дилеммой - продолжать наступательные походы и потерять уже имеющееся или остановиться, но решить проблему оголтелых сторонников идеи "Дранг нах..." Будучи главой государства, Абдельазиз имел в руках инструменты по обузданию фанатиков - и обуздал их. И Саудовская Аравия стала вполне обычным государством, хотя и со своими милыми вывихами, которые даже сейчас внушают оторопь - теми же отсечениями голов, забрасыванием камнями и прочими местными колоритными мероприятиями. Но - это теперь уже сугубо внутреннее дело саудитов, хотя разные правозащитники периодически взывают к человеколюбию и гуманности.
Имея две версии джихадистского ислама в лице Аль-Кайеды и ИГИЛ, логичнее всего было бы дать возможность получить им свою государственность и направить борьбу с ними не с целью искоренения и истребления, а с целью приведения в относительно приемлемые рамки. В конце концов, Исламский Эмират Афганистан - государство талибов - было вполне вменяемым, хотя, конечно, диким и далеким от цивилизованности. Тем не менее определенные контакты с талибами до американского вторжения начинали налаживаться, а для контроля над ними существовали разные инструменты - как внешние, так и внутренние. К примеру, в виде узбеков Дустума и таджиков Ахмад-Шаха Масуда. Дурость Буша обнулила имеющиеся перспективы, но альтернатива оказалась совсем беспросветной. И теперь все равно постепенно обсуждается вопрос об инкорпорировании талибов в госструктуры Афганистана.
Однако понятно, что под вывеской борьбы с терроризмом все решают задачи, далекие от заявленных целей. Поэтому всем глубоко плевать и на террористов, и на терроризм. Периодические теракты и идущая война в регионе становятся досадными, но вполне терпимыми помехами в продвижении реальных задач, которые нельзя озвучивать, чтобы не вводить собственный электорат в ступор. А раз так - то теракты будут продолжаться, люди гибнуть, но кого они, в конце концов, интересуют.