Тем не менее, повод усомниться в победном рапорте есть. Эрдоган заявлял о категорической, практически императивной необходимости овладения Манбиджем - как ключевой точки севера Алеппо. Не срослось - американские и российские войска заслонили город, а сирийцы перекрыли путь на юг. Атака на Хаму также завершилась вничью - хотя боевики и занимают позиции южнее тех, которые были до наступления, однако переброшенные ударные части Асада плюс наемники (плюс, как видимо, и российские военные, о гробах с телами которых сообщалось на днях) смогли остановить это наступление и отодвинуть его немного от Хамы. В итоге Эрдоган исчерпал на данном этапе имеющиеся у него возможности, а потому завершение "Щита" - по сути, констатация завершения целого этапа.
Что совершенно не исключает нового - реальных целей Турция не добилась. Угроза создания курдской федерации остается, только отодвинута по времени и территориально - а это неизбежно порождает несбалансированное противоречие, которое неприемлемо для Турции. Что ставит перед ней задачу разрешения этого противоречия тем или иным образом, включая и силовой. Механизм провоцирования курдов известен - серия терактов, в которых обвинят курдов, после чего можно будет снова начинать борьбу с терроризмом.
Тем не менее, при всех очевидных минусах, "Щит" - вполне четкая и образцовая военно-политическая операция. Имеющая начало, очерченные рамки, соблюдение ограничений, препятствующих втягиванию конфликт, и сартикулированное завершение операции. Правда, туркам все равно придется оставаться на сирийской территории - неясно, в каком качестве, но вариантов особо у них нет. Другой вопрос, что сейчас речь будет идти не о боевых действиях, а об организации контроля над формально неоккупированной территорией.
Российская невнятная война, которую мы уже дважды победоносно завершили, "выполнив все поставленные цели и задачи", но тем не менее продолжая втягиваться в эту войну без каких-либо понятных результатов - полная противоположность турецкой операции. Уже сейчас понятно, что при относительно благоприятном течении этой войны мы зависли там надолго, вынужденно тратя ресурсы практически в никуда, в худшем случае - нам придется бежать оттуда сломя голову, бросая все. Ну, как в Пальмире - там была своеобразная тренировка драпа. С парящими недоеденными обедами на столе и рассыпанными банковскими картами российских банков на полу. Ну, и с горами доставшегося боевикам оружия. Вот в чем и заключается отличие политики от авантюры самого низкого пошиба.