Понятно, что катастрофа такого масштаба неподъемна ни для национального правительства, ни даже для пула региональных стран и специализированных международных структур. В особенности, если проблемой занимаются очень и очень вяло. В общей сложности есть подготовленные лагеря для приема от силы 20-30 тысяч беженцев. Остальные оказываются за бортом.
Теоретически расчет на то, что люди как-то перетопчутся в пустыне, пока идет штурм, а там - вернутся обратно. Другой вопрос, что штурм затянут, город разрушается в очень серьезных масштабах, а главное - неизвестно, как именно содержать этих людей после штурма.
По факту победа над ИГИЛ формирует новую мощную волну беженцев, которые пойдут снова через Турцию и снова в Европу. Будет ли повторение 15 года - сказать сложно, европейцы предприняли ряд мер по ограничению бесконтрольной миграции, но для этого им нужно плотно сотрудничать с Турцией. Турки понимают происходящее, но как нельзя кстати произошло обострение отношений между Анкарой и Европой. В принципе, вполне локальный конфликт с министром Турции в Голландии может стать поводом для ужесточения этих отношений - причем в самый невыгодный для Европы момент.
В Европе идет серия выборов, на которых угроза внешней миграции выходит чуть ли не на первый план. Проблема на самом деле для Европы не слишком угрожающа - она способна "переварить" и большее число мигрантов, но тут все дело в том, что европейские структуры, как показал 15 год, не справляются с одномоментным мощным потоком. Отсюда и сложности. На этих сложностях и пытаются играть евронационалисты и правые.
Пока будущее новой волны мигрантов выглядит неясным. Если Ирак все-таки быстро решит задачу вытеснения ИГИЛ в пустыню, возможно, что эту волну удастся сбить. Но здесь вступает в силу еще один неопределенный фактор - победители могут по своей привычке начать политику геноцида на "освобожденных" территориях. Зверства шиитских банд карателей превосходят жестокость самого ИГИЛ просто космически - значительная часть беженцев-суннитов бежит даже не от самих боевых действий, а как раз от бесчинств зондеркоманд. И если иракское правительство не сумеет обуздать свое зверье, никакого возвращения этих сотен тысяч людей не предвидится.