Передача собора в собственность РПЦ помимо практической стороны вопроса - банального захвата собственности сугубо рейдерскими методами - имеет целью создание еще одной точки напряженности, на которой произойдет разделение людей на непримиримых противников. По той же примитивной схеме на Украине хунта удержала захваченную преступным путем власть, столкнув в гражданской войне людей, которым, в общем-то, делить между собой было только свою нищету. Наша правящая каморра действует ровно теми же методами - не давая людям объединиться против себя и против своей преступной политики, убивающей страну и народ, она заставляет их входить в жесткое противостояние между собой.
В реальности, уж коли зашла речь о передаче собора (при том, что я вообще не понимаю сути постановки вопроса при существующем историческом контексте), то решение выглядит очевидным - через референдум. Причем скорее всего, учитывая историческую и культурную значимость собора для всей страны и русской цивилизации в целом, референдум общероссийский, даже не городской. И дать возможность сторонам высказать свои аргументы. Какими будут итоги референдума - так тому и быть. При условии, естественно, что передача собора, если она состоится, будет обусловлена массой оговорок, связанных с сохранением, реставрацией, невозможностью изменить музейный статус и так далее. При невыполнении условий - изымать обратно.
В общем, решение есть. И оно выглядит гораздо более разумным, чем то, что сделано сейчас. Но мы прекрасно понимаем, что а) итоги такого референдума почти предсказуемы, б) целью властей является не только передача партнерам вкусного куска собственности, а и создание того самого конфликта. И значит, она пойдет напролом, сознательно провоцируя новый конфликт.
Доски Маннергейма и Колчака, мост Кадырова, передача соборов (недавно ведь РПЦ уже ухватила Смольный собор в безвозмездное пользование - ей, понятно, мало) - всё это точки конфликтов, раздора и зародыши будущей гражданской войны, которая станет последним шансом воров и бандитов, чтобы удержать власть в своих руках.
Решение всех этих проблем непростое, но вполне очевидное. Когда российская клептократия будет в итоге сметена (а вероятность этого при продолжении нынешней вакханалии велика), все ее несправедливые и незаконные решения должны быть отменены, причем безо всяких условий и в абсолютно приоритетном порядке. Начиная с пересмотра итогов приватизации 90 годов. Причем порядок возвращения должен иметь конфискационный характер - говорить о национализации, то есть, возмездного возвращения украденного, просто нелепо. Если Исаакий будет передан РПЦ - и его тоже придется возвращать безо всяких условий. С возмещением ущерба, если он будет причинен в период незаконного владения.
Только после этого можно будет снова возвращаться к вопросам и приватизации, и передачи - но в новых условиях при соблюдении нормальных механизмов справедливости. Справедливости не для избранных, а для всех.
Пока передача собора идет в рамках восстановления справедливости для меньшинства. Я убежден в том, что сторонников передачи собора меньшинство. И их агрессивность в данном вопросе лишь подтверждает это. Точно так же агрессивно ведут себя все меньшинства, которые насильно насаждают свое видение для всех. В этом смысле все фанатики похожи. И они - прекрасный инструмент для власти в проведении ее политики "разделяй и властвуй".