Социальная, экономическая и вообще системная катастрофа страны, государства, общества требуют постоянного канала сброса накапливаемого напряжения. Второй немаловажный момент - наличие в стране значительного числа неподконтрольных никому (хотя формально находящихся в чьем-то ведомственном подчинении) различных вооруженных бандформирований. Естественно, что логика вынуждает держать их подальше от центральных областей страны и периодически спускать с цепи.
В самой элите (если, конечно, к тому сборищу бандитов и преступников, которых принято называть политикумом, вообще применимо понятие "элита") установилось определенное равновесие, которое перешло в обычную возню. Элитные войны характеризуются крайней острожностью: когда всем есть что терять, война до победного исключена - выигрыш будет небольшим, а вот проиграть можно всё. Кроме того, на победителя, ослабленного победой, немедленно бросится свора не принимавших участие в схватке и догрызет вслед за побежденным.
Равновесие означает, что никто не станет брать на себя ответственность за какие-либо реформы, даже с целью элементарного выживания: сегодня это исключено по определению, договориться при таких вводных невозможно. Диктатура на Украине в силу чрезвычайной слабости всех группировок также исключена: ни у кого не хватит сил ее ввести и удержать власть. Таким образом, нет ни единого шанса на выход из текущей ситуации: ни договорного, ни силового.
В сущности, на Украине складываются все предпосылки для развала страны: развал может стать тем кризисом, который позволит сломать установившееся равновесие, выйти из тупика и даст шанс на проведение хоть каких-то стабилизирующих мероприятий хотя бы в каких-то локальных местах. Проблема в том, что и этот шанс крайне невелик - гораздо более вероятно банальное расширение масштаба гражданской войны между возникшими бантустанами.
Собственно, для этого и нужен конфликт на Донбассе - для "сжигания" опасного материала и сброса энтропии, вот только процесс этот является перманентным: чем дольше длится неустойчивое положение, тем большее число людей становится таким материалом, тем больше масштаб необходимых мероприятий по "утилизации".
Происходящее ломает все планы Кремля, и совершенно не зря история с Минским процессом практически ушла из медийного пространства: возвращение Донбасса на родину снова откладывается - некому возвращать. Тащить его для Кремля становится все более обременительно, отдавать некому, так что и здесь складывается равновесие, которое логичнее называть тупиком.
Все бесконечные "хитрые планы" неспособны противостоять энтропийным процессам на Украине, которая идет сейчас по наиболее вероятному сценарию перехода в состояние Дикого поля.
При этом Россия утратила ключевое и неубиваемое обоснование любым своим проектным действиям на Украине - сегодня лозунг про русских, которые своих не бросают, выглядит издевательством высшей пробы. Даже пропаганда уже не рискует нести подобную ахинею. То, что могло стать легитимной основой для возвращения Украины в состав нашей цивилизации три года назад, сегодня перестало существовать.
Сугубо теоретически существует возможность для создания новой политики России на Украине и ее проведения - однако для этого опять и снова нет главного - политической воли в самой России. Российское руководство обеспокоено не судьбой страны, не судьбой и развитием русской цивилизации, а шкурными задачами сохранения награбленного и продолжения грабежа страны. Уже поэтому никто всерьез не станет заниматься назревающей катастрофой на наших западных границах: тут своя не за горами.
В складывающейся ситуации и Киев, и Москва объективно становятся заинтересованы в сохранении существующего статус-кво и бесконечно воюющего Донбасса. И Киеву, и Москве он - как кость в горле, но любые иные варианты еще менее приемлемы. В проигрыше, естественно, главные фигуранты событий - жители Донбасса, но им не привыкать. Их предали все, так что теперь это их нормальное состояние.