Самое интересное, что сугубо с содержательной точки зрения Райкин высказал вполне травоядные вещи. Во-первых, он впрямую назвал отраслевого замминистра Аристархова трамвайным хамом, что, прямо скажем, как раз в наших конкретных условиях вполне нормальное явление. Если первые лица изъясняются по фене, то ждать культурного обхождения от замминистра культуры - это просто сюр.
Второе, на что пожаловался Райкин - это еще один наш абсурд, когда большая часть государственных всеспомоществований идет на аренду и прочие ЖКХ-мероприятия, то есть, деньги наша чиновная братва выделяет вроде как на эту вашу культур-мультур, а по факту - на банальное текущее коммунальное выживание. И точка. Да, конечно, кому-то очень конкретному перепадает чуть больше - на виолончели там и прочие полезные штуки, но в целом лозунг один: "Вы там держитесь".
Ну, и третья жалоба Райкина заключилась в выражении жалобного протеста на неких граждан хулиганского поведения, которые хамски срывают спектакли при полном равнодушии к этому со стороны властей. Хулиганские граждане уже, кстати, ответили Райкину, поправив кожаные косухи и банданы: это право народа - оценивать таким образом неправильное искусство. Тот факт, что в театрах принято голосовать ногами и непокупкой билетов на спектакль с его непосещением, для режимных титушек неведомо по причине того, что в театры они ходят в основном в буфет за водкой и поорать в залах.
Собственно, вот и весь список нелояльности в речи Райкина. Остальное было для связки слов. Нынешние властители народа и их челядь предпочитают связывать фразы ненормативной лексикой, ну, а вот мастера культуры - брюзжанием.
Здесь, кстати, приходит на ум сцена из "Града обреченных" Стругацких. Там была сцена, когда некто Фриц Гейгер, верующий исключительно в одну общечеловеческую ценность - Орднунг, был свято уверен, что у всего на свете есть предназначение и пронумерованный параграф в этом идеальном Орднунге. Включая и разных там художников-писателей. Которые, по мнению Гейгера, в рамках Орднунга несут важную социальную функцию исправления недостатков. В ответ его собеседник (естественно, еврей с сугубо еврейской фамилией Изя Кацман) сообщил, что художники и всякие там писатели сроду не врачевали никаких язв. "...Великие писатели тоже всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они — это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает... Сроду писатели не врачевали никаких язв. Больная совесть просто болит, и все…" - сказал Гейгеру Кацман.
Собственно, сказано лаконично и исчерпывающе. Райкин - тоже совесть. Нравится кому это или нет. Какое общество - такая и совесть. Не плохая и не хорошая. Просто совесть и все. И вот она болит, о чем и сообщает. А уж как воспримет организм (в данном случае наш социальный организм под названием общество) боль этой совести - это вопрос отдельный. Совесть свою функцию выполнила.