На мой взгляд, стороной обходится более существенная тема, которая остается и по сей день. В 91 году было понятно, что так жить нельзя, но и, откровенно говоря, как надо — было тоже весьма и весьма неясно. А потому предпочитали жить эмоциями, верой и неизбывным русским «авось».
У ГКЧП не получилось просто потому, что а) авторитет власти был уже в районе отрицательных отметок, и то, что спасать страну стали те же, кто ее, в общем-то, и загнал в непонятное состояние, оптимизма не внушал; б) ГКЧП само боялось того, что делает, а потому не имело понятия о дальнейших шагах после объявления себя коллективным руководством страной и не имело к этому воли. Главный вопрос любой революции — вопрос о власти. Люди, уже державшие власть в своих руках, оказались к этому пониманию полностью неготовы. Что понятно — они получили власть путем аппаратных интриг и расчетливых предательств, реальной борьбы, когда нужно держаться зубами, они не видели. Некоторые прошли даже войну — но не в качестве руководителей, а на очень низовых уровнях, потому тот опыт роли не играл.
В отличие от них противники хорошо понимали, чего они хотят. Андрей Фурсов сказал как-то, что плодами революции 91 года в полной мере воспользовался верхний средний слой партсовноменклатуры — то есть, тот, который достиг своего потолка и не имел никаких перспектив. В силу личных качеств в основном. Этим уже терять было нечего — но вот приобрести они могли многое.
Кроме того, в значительной мере это были сотрудники или сексоты КГБ с той же нулевой перспективой. Нынешний Отец Народа, к примеру, был вышвырнут уже из органов (причем как поговаривают, по компрометирующей статье. Кто его знает — не того в живот поцеловал или что еще, даже неважно). Перспектива у него была — дойти до пенсии начальником первого отдела вуза. Точка.
У остальных демократов с перспективами было примерно так же. Естественно, что они встали гуртом вокруг такого же бесперпективного Ельцина, единственным шансом которого на власть был развал СССР с ликвидацией при этом поста президента СССР — а значит, открытой дорогой к личной власти, пусть и на усеченной по сравнению с СССР территории.
Демократы первой волны, естественно, сошли с дистанции очень быстро, но они стали тем ледоколом, который разрушил страну и открыл шлюзы для хлынувших в пролом воров, бандитов и таких вот бесперспективных начальников первых отделов.
По морально-деловым и личным качествам никто из нынешних капитанов управления в нормальной стране не поднялся бы выше районного уровня — максимум застрял бы где-то между областью и городом. Да и то, если бы не погорели на воровстве и прочих неблаговидных делах, к коим все были практически без исключения склонны. Поэтому вся нынешняя сановная мерзость и не может построить нормальную страну — во-первых, она просто не понимает, что это, а во-вторых, в любых иных, кроме нынешних, условиях они все немедленно окажутся за бортом. Их ареал обитания только один — бандитско-воровское болото. И они будут держаться за него всем, чем могут.
Но тогда у них был шанс — и они им воспользовались. А то, что для этого нужно было лгать напропалую ширнармассам, дезориентированным и полностью деморализованным творящейся в стране вакханалией — ну, тут даже и обсуждать нечего. Традиция лжи никуда не делась — она и есть та самая священная скрепа, которая держит нынешний режим на плаву. Вытащи ее — и вся эта утлая лодка тут же пойдет ко дну. А потому нам лгали, лгут и будут лгать без продыху. Просто из чувства самосохранения.
Откровенно говоря, я без понятия — правит ли нами тот же человек, которому Ельцин поручил «беречь страну» или его двойник-тройник. В данном случае это совершенно неинтересно. Путин в персональном качестве или какой-нибудь «коллективный Путин», стоящий за двойником — в любом случае мы сегодня находимся примерно в том же положении. Завлабы, секретари парткомов и начальники первых отделов имели целью лишь захватить власть и реализовать в ней все свои комплексы. Что делать с доставшейся в нагрузку к власти страной и ее бесполезным народом — они не знали тогда, не знают и теперь. А значит — всё остается по-прежнему. И запрос на справедливость, и понимание, что так жить нельзя, и даже бьющую копытом контрэлиту, готовую прийти на ее место — она тоже есть. Хотя в современных условиях ее и не так заметно. Однако по событиям на Донбассе понятно, что такая контрэлита есть, хотя и выглядит она не слишком лучше, чем в 91. Главное, чего нет у нынешней контрэлиты — понимания того, что делать с властью, если она попадет к ним в руки.
Тем не менее, я точно понимаю, что события 91 года не решили и не разрешили ни одного противоречия, которые и привели СССР к кризису, а затем — к катастрофе. А значит — эта революция лишь «спустила пар» и с течением времени создала новые противоречия. И разрешать их всё равно придется.
http://redironnights.blogspot.ru/2016/08/blog-post_85.html