Кризис - дело недешевое. Война в кризис - занятие дорогое. Выплата контрибуции Киеву плюс новая война в Сирии в кризис - вообще не для слабонервных. Видимо, поэтому совсем неудивительно, что минфин России предложил Путину к рассмотрению два выхода из сложившегося положения, которые можно охарактеризовать одесской мудростью "Оба хуже".
Сокращение бюджетных расходов в нынешних условиях становится неизбежным. Однако сокращение, понятно, коснется не всех. Несмотря на клятвенные заверения Путина выполнять социальные обязательства кровь из носу, именно они и выпадают из приоритетов. Удивляться нечему: с тем же жаром Путин гарантировал соотечественникам защиту в марте 14. Но когда ему объяснили разницу между разными сортами соотечественников, по отношению к Донбассу явочным порядком гарантии были сняты. Так что все в порядке.
Оба варианта Минфина предусматривают повышение пенсионного возраста до 65 лет у мужчин и женщин. Разница лишь в скорости перехода - ежегодно повышать на полгода или сразу на год. Габровская дилемма: рубить хвост у кошки под корень или по сантиметру.
Предложено не индексировать все пенсии первые три года больше, чем на 4% при любой инфляции. Есть и другие приятные новости, но в целом по оптимистичному для Минфина варианту можно будет сэкономить за три года примерно 6 трлн рублей, по оптимистичному для населения - у него изымут всего 3,5 трлн. Повышать пенсионный возраст предлагается уже с 16 года. И правда - чего тянуть с приятными известиями.
Понятно, что к борьбе с кризисом это начинание имеет крайне отдаленное отношение - снижение покупательской способности сожмет и без того слабый потребительский спрос, это вынудит компенсировать убытки через повышение цен - что дополнительно его подожмет, далее - по спирали. Но у правительства с планированием дела выглядят как у Гайдара (который Аркадий) и Людовика (который Семнадцатый): "Нам бы день простоять, а потом - хоть потоп".