Собственно, я вчера писал о том, что есть немалая вероятность того, что в ходе борьбы между и внутри кланов Таджикистана ущемленные Рахмоном местные баи глубоко обеспокоились тем, что президент использует бывшую объединенную оппозицию в качестве своего ударного инструмента, и весьма изящно решили сразу две проблемы - загнали бывших оппозиционеров в подполье и лишили Рахмона силового прикрытия с их стороны.
Ничего хорошего в целом такая ситуация не несет. Кровопролитная гражданская война завершилась в Таджикистане хрупким перемирием, в ходе которого объединенная оппозиция получила квоту во властных структурах и прощение за все предыдущие грехи. Гарантом договоренности, кстати, выступила именно Россия.
Сейчас идет разгром легальной оппозиции, запрет деятельности ее политических структур, а значит - перемирие под угрозой. При этом президент Путин звонит Рахмону, выражает ему поддержку в борьбе с терористами и мятежниками вместо призыва к соблюдению договоренностей с оппозицией и умиротворению ситуации.
Так недалеко и до повторения процесса гражданской войны по-новой, что абсолютно не в интересах России, для которой любые проблемы в Средней Азии на фоне катастрофы на Украине и пока еще непонятных телодвижений вокруг сделки с Западом насчет участия России в борьбе с ИГИЛ будут совсем уж лишними. Три локальных войны сразу Россия не потянет - она и в одной-то на Украине не знает что делать - сдаваться сразу или немножко помучиться.
При этом сегодня у таджикской оппозиции есть альтернатива повторению событий 90 годов - уход в ИГИЛ (как это сделал не так давно командир милицейского ОМОНа Гулмурод Халимов, причем в годы гражданской он как раз был противником опозиции и воевал с ней) с целью возвращения уже не в качестве оппозиционеров, а представителей Халифа аль-Багдади. Подковерная драка в Таджикистане и борьба за усыхающий национальный пирог (немалую долю в нем составляют поступления от мигрантов из России, которые после новогодней девальвации резко сократились) могут привести к срыву обстановки в крайне неспокойной стране и регионе.