?

Log in

No account? Create an account
Эль Мюрид
Йемен. Обстановка на 7 апреля 
7-апр-2015 11:31 am
Сражение за Аден между отрядами "Ансар Алла" и сторонниками бежавшего президента Хади продолжается. Хуситы не могут воспользоваться своим преимуществом в людях, так как в городских боях в условиях плотной застройки этот критерий не играет определяющей роли. Тактическая выучка противников примерно одинакова, поэтому темп продвижения отрядов Хуси оценить сложно.

Тем не менее, положение сторонников Хади в Адене критическое - они оказались прижатыми к морю. Невысокий уровень воды не дает возможности подходить кораблям к берегу, поэтому снабжение с моря практически невозможно. Когда Советский Союз эвакуировал своих граждан из Адена в 80 годы прошлого века, люди были вынуждены идти по морю несколько сот метров, прежде чем их смогли подобрать катера с советских военных кораблей.

В других провинциях ситуация для сторонников Хади не лучше - отряды Хуси и бойцы Республиканской гвардии под командованием сына Салеха Ахмета теснят их. Появляются сообщения о том, что ряд племенных шейхов начинает отзывать своих людей из правительственной армии - в Йемене все вооруженные формирования, включая и официальные, по сути, состоят из делегированных представителей различных племен.

Логика шейхов понятна: если хуситы победят, с ними нужно вести переговоры. А переговоры лучше всего вести, имея под рукой вооруженную силу, чем не имея ее. В каком-то смысле ситуацию стабилизирует тот факт, что и хуситы являются представителями наиболее терпимой и разумной ветви шиизма - зейдизма, и сунниты Йемена придерживаются наиболее рациональной школы - шафиитского мазхаба. В отличие от ханафитов и маликитов шафииты отрицают подавление логики обычаем, поэтому во многих вопросах крайне рациональны и договороспособны. Фанатизм не присущ этой богословской школе и ее последователям, поэтому в Йемене религиозные конфликты исторически не слишком распространены.

Кроме Адена правительственные силы еще контролируют юго-западную часть небольшой провинции  Эд-Дали, часть провинций Таиз и Лахдж. В Эд-Дали происходят довольно упорные локальные сражения, авиация Саудовской Аравии и коалиции бомбит армейский военный лагерь Абуд, который находится в руках отрядов Салеха.

Полностью под контролем правительства провинция Эль-Махра, но в данном случае этот контроль условен, так как Эль-Махра в реальности находится не столько его под контролем, сколько немногочисленных племен (в основном племя махра - коренного неарабского племени Йемена), лояльных к нему, не более того. При этом Эль-Махра - наименее населенная провинция Йемена - чуть более 50 тысяч человек (в том же Адене население - более полумиллиона).



Comments 
7-апр-2015 08:40 am - Воспользуюсь своим правом голоса.
"Выступают, вроде бы большие эксперты по Ближнему Востоку. А ощущение такое, что они совершенно не понимают, что происходит на Ближнем востоке в связи с событиями в Йемене.

Начну с простого. Вот что я писал в мае 2006 года - 9 лет назад. До Сирии, однако...

... Иными словами, сегодня возникла реальная возможность возникновения шиитского «полумесяца» от Ирана до Палестины. И даже шире. Арабские эксперты заговорили о возможности появления на карте мира шиитского «Петролистана», ибо шииты составляют подавляющее большинство в районах Саудовской Аравии, богатой нефтью, в Бахрейне. Весомые меньшинства есть и в ряде других стран Залива. При этом положение шиитов в управляемых суннитами странах далеко не идеально. Они подвергаются дискриминации и рассматриваются как «пятая колонна» Ирана.

Перспектива возникновения шиитского полумесяца, не говоря о возможных претензиях шиитов на главные нефтедобывающие районы, рассматривается суннитскими арабскими режимами, и прежде всего главным мировым производителем нефти и партнером США – Саудовской Аравией, как катастрофическая угроза. Это чревато уже масштабной внутриближневосточной войной и хаосом. Во что превратится в этом случае рынок нефтяного сырья, трудно себе даже и представить...

...Усиление Ирана способно оказать огромное влияние и на Центральную Азию.

Иран, Афганистан и Таджикистан некогда составляли единое государство Эранвич (Великий Иран). В Афганистане многие говорят на персидском (фарси) – наиболее распространенном в Иране языке. Таджикское, хазарейское и приграничное с Ираном афганское население симпатизируют западному соседу по языковым, племенным и религиозным причинам. В Иране сейчас находится не менее 3 миллионов афганских беженцев. А Таджикистан конституционно принял фарси в качестве государственного языка, ибо таджикский язык вообще рассматривается специалистами как диалект персидского. Кроме того, в Таджикистане находятся богатые залежи урановых руд.

C этой точки зрения все понятно. Йемен - инструмент окорачивания Саудовской Аравии и способ возбуждения саудовских шиитских нефтеносных провинций. Так что поддержка США Саудовской Аравии - вопрос как минимум неоднозначный.

Интереснее то, в чем состоит интерес США? - В том же 2006 году Ральф Петерс предсказывал, что за Саудовской Аравией будет сохранена только роль "священного города". И еще, зачем США шиитский полумесяц? - Что будет с Израилем? И т.д.

На мой взгляд, ответы есть.

Зачем США шиитский полумесяц? - Все просто: во-первых, шиитское государство, контролирующее нефть, залив и проливы окажется окружен невероятно враждебным суннитским морем. На кого ему опираться? - Только на США, на кого еще? - Иными словами, шиитский полумесяц, благодаря своей исходной слабости, заменит для США Израиль в качестве форпоста на Ближнем востоке.

Почему не Саудовская Аравия - "старый союзник" США? Да потому что СА лишь ограниченно управляема, поддерживает ИГИЛ - нечто совершенно инфернальное. Не факт, например, также, что падение цен на нефть было направлено не против интересов США и ее сланцевой нефти.

Израиль: А сдадут его, скорее всего. Он экономически для США - в отличие от шиитского Петростана - только обуза. Ближайшее событие - признание Палестины. Но сдадут наполовину, в границах 1967 года, например.

В Иране есть этническая проблема - приморские шииты-арабы, белуджи и персы плюс курды и азербайджанцы на севере. Полагаю, Запад будет раскручивать этно-национализм с тем, чтобы шиитский полумесяц стал чисто арабским. Так что целостность Ирана под сомнением. Примитивное националистическое сознание уязвимо для современных технологий промывки мозгов.

Что это значит для России? - А ничего хорошего.

PS. Хотя не могу не заметить, что уровень дискуссии много выше среднего уровня и обсуждатели несопоставимо профессиональнее "спецов по Украине"."

http://sl-lopatnikov.livejournal.com/1208612.html
7-апр-2015 10:44 am - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Если бы интерес США состоял в создании шиитского полумесяца, то США не поддержали бы интервенцию СА в Бахрейн. И вообще, глупо утверждать, что США заинтересована в образовании проиранского полумесяца там, где существуют проамериканские режимы и где американские корпорации огромные инвестиции на льготных условиях наинвестировали.
7-апр-2015 10:55 am - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Интересно, каким образом сауды поддерживают ИГИЛ, если официальная цель ИГИЛ - свержение саудовской монархии и уничтожение Каабы, где-то второго по величине источника доходов саудовской казны? С точки зрения ИГИЛ саудовская монархия погрязла в разврате, отошла от норм ваххабизма и служит неверным муртадам. Не, можно конечно сказать, что это все игра на публику, но я лично предпочитаю не плодить лишние сущности. Вообще ИГИЛ это да, нечто настолько инфернальное, что теорий заговора вокруг этого нечто существует множество, в том числе и такая экзотичная, будто ИГИЛ пользуется поддержкой Асада, мол они почти не воюют друг с другом, а вот с Ан-Нусрой постоянно грызутся.
7-апр-2015 11:32 am - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Ага, не воюют, как же.

Тот, кто такое заявляет, тот следит за событиями в Сирии исключительно по репортажам Рейтерс и Аль-Джазиры.
7-апр-2015 11:38 am - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Шиитский Арабистан под контролем янки существует лишь в больном воображении обамок и исмаилитов-низаритов во главе с западной марионеткой Ага-ханом IV. В шиитском мире Ирану нет альтернативы в качестве смотрящего. Другое дело, что пиндосы сейчас вынужденно заигрывают с Ираном ради его помощи в реальной борьбе с ваххабитским терроризмом, но это нужно исключительно левой фракции в Демпартии, а не правым республиканцам-южанам, к-рые давно в доле с Саудией и используют ее террористов для запугивания амеров-северян и политического давления на финансистов с Уолл-стрит, контролирующих Демпартию, а также для реализации своей собственной внутренней политики в США - "нефтяники" из Техаса с опорой на неоконов пытаются построить там фашизм ...
7-апр-2015 01:44 pm - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Дело не в контроле со стороны США. В Багдаде свой центр шиизма, конкурирующий с иранскими (Кум и Мешхед). Али Систани считается авторитетом на уровне ведущих иранских аятолл.
8-апр-2015 10:04 pm - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Ерунда. Ирак как государство сейчас крайне слаб и несамодостаточен, на его базе формируются как минимум 3 протогосударства и этот процесс растянется на десятилетия. Лидерам иракских шиитов поневоле приходится идти под крышу аятолл, и персы постараются, чтобы политический хаос в децентрализованном Ираке продолжился как можно дольше - им второй Саддам не нужен. Остальные государства с большой долей шиитов в социуме типа Ливана или Бахрейна Ирану не конкуренты, ибо слишком мелки и не способны на свою игру - лишь на тактические маневры в фарватере иранской внешней политики ...
7-апр-2015 12:24 pm - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Зачем сюда нести Лопатникова?
Просто любопытно - для чего Вы и такие как Вы таскаете из других блогов тексты?
Неужели непонятно, что тот кто хочет читать эту Лопату сам туда сходит?
7-апр-2015 01:29 pm - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
С этим и связаны видимо, осторожность и невысокая активность Ирана - что после победы шиитских революций в арабских странах он может перестать быть лидером шиитского мира. Восточная Аравия, Йемен, Бахрейн, Ирак (даже без Тикрита, Найнавы и Курдистана), южная и западная Сирия и Ливан - будет мощное арабское шиитское государство или скорее , союз. Ираксие шииты в свое время активно воевали с Ираном. Даже если Сирия и Ливан будут лояльны или нейтральны. К тому же есть противоречия у шиитского (хоть и не очень религиозного) Азербайджана с Ираном. Который может принять главенство арабских шиитов. Хотя сейчас в Азербайджане суннизм набирает силу. Вообще, азербайджанцы как шииты весьма оригинальны, в том числе Джемаль. Идут скорее в ногу с салафитами, чем с шиитами. Там, где у них есть исламизм.

Относительно таджиков - вряд ли они будут кооперироваться с Ираном, они сунниты и очень религиозные сунниты. Как и пуштуны. Другое дело - памирцы, шииты-исмаилиты.
9-апр-2015 07:35 am - Re: Воспользуюсь своим правом голоса.
Пардон, но относительно Азербайджана Вы не в теме.

Сам шиит, живу в Азербайджане.

В Баку, к примеру, суннизм как таковой напрочь отсутствует. Отдельные личности не в счет. Ваххабиты всех перегнали под свою крышу. Точно так же как и мечети. Если говорить о наличии суннитов, то только как иностранцев, в частности, турках.

Второе - в районах республики у нас наибольшее распространение получил шафиизм (аварцы). Шафииты не переваривают ваххабитов, последние платят им тем же.

Шафиизм, кстати, исповедует большая часть чеченцев. Ваххабиты называют шафиитов за глаза суфиями. Одно время у шафиитов Кавказа, в том числе и Азербайджане, было желание создать антиваххабитский пояс, но я не знаю чем все кончилось.

Что касается шиитов Азербайджана, то 90% - это джафариты проиранского толка. Есть те, которые делает таглид (следует в вопросах шариата) иракским аятоллам, но их копейки.

Джемаль, кстати, на словах шиит. В его идеологии мало что от шиизма осталось.

У Азербайджана с Ираном противоречия не религиозного толка, а политического. Вопрос в США и Израиле. Иранцам это не нравится.

З.Ы. Долгое время пропагандой ваххабизма занималось Радио "Свобода", что какбэ намекает.
7-апр-2015 08:40 am
Саудиты не собираются на земле воевать? Ждут когда Аден будет окончательно потерян? Видимо просто побряцали оружием.
7-апр-2015 09:00 am
Так наши граждане в Адене есть?
7-апр-2015 09:48 am
Да. Буквально вчера у Толстого на его передаче об этом говорили. В том числе и те, кто сумел выбраться.
7-апр-2015 11:42 am
И не только в Адене, есть и в Ходейде, и в Мукалле и т.д.
7-апр-2015 09:15 am
Про события янвааря-февраля 86-го и эвакуацию в аденском порту из первых рук знаете? Почему спрашиваю- наш "Иван Вахрамеев" с Дахлака на Аден тогда делал рейсы. Очень плохонько сработали тогда эвакуаторы. Теже бриты много справнее забирали своих.

Edited at 2015-04-07 09:18 (UTC)
7-апр-2015 09:44 am
Я в конце 80 в Москве разговаривал (довольно случайно) с женщиной, которая как раз эвакуировалась из Адена. Ее группа как раз по морю шла - там очень пологое дно, как на Азовском море, можно метров 100 пройти, и вода все равно по грудь будет.
7-апр-2015 09:25 am - про январскую эвакуацию 86-го
По плавбазе тогда начали бить прицельно и она отошла мористее. А основная эвакуация ночью шла. И потом всех на Джибути везли. Про предших в море эвакуантов не слышал, если чесно.
7-апр-2015 10:58 am - Фанатизм не присущ этой богословской школе
Именно что! Только в прошлом году, в рамках общего и давнего интереса к восточным религиям читывал про особенности Йеменского ислама. И задумался, как это они при своих-то особенностях взгляда на ислам живы то ещё....
Как сглазил!...
7-апр-2015 11:45 am
Анатолий, а что можете про Оман сказать? Будет ли Маскат участвовать в конфликте? и не грозят ли шиитско-суннитские "разборки" территориям ибадитов?
7-апр-2015 01:31 pm
Крайне сомнительно. В Йемене разборки разных уровней идут постоянно, но Оман в них не участвует. Нынешняя не сильнее и не слабее предыдущих - так что все как всегда.
7-апр-2015 01:45 pm
Не Анатолий, но все же отвечу. Оман - это аравийская Швейцария, ну или Туркмения, кому как угодно. Они всегда сами, на словах могут поддержать саудовские инициативы, но прямо участвовать не будут, кроме того, у Омана уже есть опыт войны с йеменскими повстанцами в 70-х гг прошлого века, причем на своей территории, так что возвращаться в те времена султан Кабус врядли захочет. К тому же у Омана своя версия ислама с доктриной и имамами - ибадитская, им эти шиитско-суннитские разборки в целом по барабану, плюс Оман предпочитает поддерживать нормальные отношения с Ираном, часто служа посредником между Тегераном и Эр-Риядом. Если хуситы не вторгнутся в Оман (а им это не нужно), Маскат как всегда промолчит и сделает вид, будто все как раньше.
7-апр-2015 01:14 pm - Вы, конечно, станете возражать...
Мда-а... Всё сложно и очень запутанно... Вы, конечно, станете возражать, но я вам истину скажу: Восток - дело тонкое...
7-апр-2015 01:24 pm
А тем временем...
"На судоремонтном заводе «Звёздочка» загорелась атомная подлодка" (РТ)
оказывается у амеров есть в России хорошо работающие диверсанты.
Это не случайность.
7-апр-2015 01:34 pm
Анатолий, возможно ли противостояние между Салехом и Хути?
7-апр-2015 01:38 pm
Как здрасьте. Салех кинул всех своих прошлых союзников, когда пришло время. Но пока они друг другу очень нужны, поэтому прямо сейчас они будут вместе.
7-апр-2015 02:55 pm
В посте говорится, что религиозный фанатизм йеменцам не присущ. В другом посте говорилось, что удельный вес йеменцев в разного рода террористических шабашах типа аль-каиды и ИГ, зачастую религиозных, довольно высок.

Ничего не понимаю, за что они воюют -за идею? За деньги?
7-апр-2015 02:57 pm
Среди 25-миллионного населения всегда найдется 3-5-7 тысяч фанатиков. Но в целом - да, не присущ.
7-апр-2015 05:56 pm
Аль маядин вроде как сообщает - что армейские части с хуситами захватили порт, аэропорт и наиболее важные районы Адана.
7-апр-2015 06:14 pm
БЕЙРУТ /Корр. ТАСС Дмитрий Зеленин/. Совместные силы мятежников-хоуситов и выступивших на их стороне армейских частей установили во вторник полный контроль над морской гаванью Адена и международным аэропортом. Об этом сообщил телеканал "Аль-Маядин".
По его данным, повстанцам, несмотря на бомбардировки, удалось перебросить в южную столицу подкрепления с военной базы "Аль-Анад", что и определило исход столкновений. В руках ополченцев из так называемых народных комитетов, поддерживающих президента Абд Раббо Мансура Хади, остается оплот в районе Шейх-Осман. Как сообщается, в ходе боев в Адене за истекшие сутки погибли 18 мирных жителей.
This page was loaded фев 25 2018, 9:19 am GMT.